№ 15

1766 г. апреля 4. — Рапорт кизлярского коменданта Н. А. Потапова Коллегии иностранных дел о миссионерской и политической деятельности игумена Григория в Осетии, переселении осетин в район Моздока, улучшении работы первой осетинской Школы

/л. 878/ По секрету

В ГОСУДАРСТВЕННУЮ КОЛЛЕГИЮ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ ОТ ГЕНЕРАЛ-МАЙОРА И КИЗЛЯРСКАГО КАМЕНДАНТА ПАТАПОВА

РЕПОРТ

При сем подношу государственной Коллегии иностранных дел с поданнаго ко мне по прибыти сюда Осетинской комиссии от игумена Григория доношения копию. С таковой же и аттестата, при доношени приложеннаго, ис котораго доношения государственная коллегия иностранных дел усмотреть соизволит разные ево представлени, касающияся до осетинскаго народа в проповеди им у них слова божия, в крещении достаточнаго числа прошедшим летом и в перезыве их на переселение в Моздок: и протчее. Но как он изъясняет свой недостаток к принятию всегдашнему приезжающих к нему в разсуждении буде ему с стороны Моздоцкаго заселения должность необходимо подзывом осетинцов и препровождением в Моздок исполнять, и школу 17 в ево ведени в обоих местах иметь. И для того снабдения просит, по усмотрению как разсуждено будет, то я имеючи чрез репорты господина полковника Гака о прилежности ево и будущей надежде засвидетельствовании как и пред сим государственной Коллегии иностранных дел доносил, и ныне повторяю то мое первое представление. И присовокупляю к сему слабейшее мое мнение.

1-е. Сей игумен в разсуждении, что он там в народе лутчей кредит имеет, нежели бывшей архимандрит по ево бывшей же, и гордости и бес посредства толмачей с ними говорит, да и старшины тамошние все к нему усердные и во всяком послушани конешно может чинить в переселеии их в Моздок спомоществование. И потому видитца снабдить ево некоторою неимянитою суммою для продовольствия приезжающих будет неизлишно. Ежели с стороны своей государственная Коллегия /л. 879/ иностранных дел предпочесть изволит, чтоб осетинцов переселять, которые кажетца надежнее будут, нежели кабардинцы суть ветреные и заобычайные к воровству и всякому беспокойству люди 18.

2-е. Обучение отдаваемых от осетинцов и других моздоцких [57] разных нацей обывателей в школу детей по знаемости ево игумена разнаго азиацкаго диалекта разговору, а российскаго и грузинскаго грамоте и писать к лутчему тех школьников вразумлению ему ж перепоручить. Из, которых осетинских в летнее время дозволить май, июнь, июль и август месяцы к неподаче отцам их и матерям с протчими всякаго сумнения отпускать с ним, игумном, к пребыванию в Осетию, как таким мальчикам в жары быть в Моздоке и не безопасно, чтоб они не свыкнувши в воздух хворать не могли, а отцы бы и матери, естли которым смерть приключитца, не пришли б в раскаяние и не переменили б своих желаемостей. А на содержание их в ту в Осетии бытность из положенной по высокой конфермации школьничьей Бри Моздоке суммы жалованные деньги выдавать по разчислению ему, игумну, от господина полковника Гака, дабы видя то отцы их, матери, родственники, также и протчие осетинцы, могли чувствовать высочайшую к ним ея императорскаго величества отменную милость, и смотря на то другие к отдаче для обучения малолетних своих детей лутчую склонность имели, чрез что по обучении таковых с лутчею пользою в том народе проповедь слова божия разспростраиится может, и осетинцы охотнее в Моздок переселятца будут, а и сумме лишняго росхода не причинитца.

3-е. В Моздоке по вышеписанной игумна Григория способности как тамо все обыватели из разных азиадских нацей состоят, а особливо для утверждения в вере принимающих христианской закон магометан кажетца за наилутче главное духовное правление ему поручить, а он по способности обоих мест переезжая, будет паче /л. 880/ в переселении малыми частьми осетинцов с общего совета с господином полковником Гаком употреблять надобное попечение, для чего в Моздоке можно ему и небольшое подворье без ущерба интереса зделать.

4-е. К лутчему ж ево, игумна, во всем вышеписанном ободрению и рачительной в том прилежности, а осетинцам в показание ево в большее почтение неизлишно кажетца посвятить сво на место архимандрита Пахомия в тот чин. А ежели в ево место определить другаго, то сей дикой и с природы грубой народ в настоящее ныне их состояние приводить немалаго труда чрез продолжительное время и убытка стоить будет. Да и он, игумен, по ево в том народе долговременной бытности и по своей по обхождению с ними всего знаемости, будучи и другаго в команде такой прилежности и попечения иметь не будет или и вовсе при той комиси быть не пожелает. Что все более предаю в главное разсмотрение государственной Коллегии иностранных дел, равно же и представление ево, игумна, о посылке для осмотру в Осетии под видом духовной персоны нарочнаго металлов, которым я по получении от господина полковника Гака и пробы во оную государственную Коллегию иностранных дел пред сим имел честь при репорте моем отослать [58] зависит от высокаго разсуждения оной же коллегии. А он, игумен, меня уверял, что им знаемые металлы во особливых местах есть, а не в тех горах, откуда прежде взяты и лутчие. В протчем о произшедшей ево, игумена, в прошедшее лето прилежности во окрещении имянитого числа людей я доносил святейшему правительствующему Синоду, как и о том, не соблаговолит ли оной ево посвятить в архимандрита, но как независимо столь мое представление, как бы пособствовало оной государственной Коллегии иностранных дел в таком случае, ежели заслуживает он, игумен, /л. 881/ и по высокому разсмотрению оной государственной Коллегии иностранных дел посвящен быть во архимандрита, не будет ли угодно с стороны своей от святейшаго правительствующаго Синода сего сана ему истребовать.

Генерал-майор Никалай Патапов.

В 4 день апреля 1766 года. Кизляр.

На л. 878 сверху помета: 1766 майя в 1 день: записан.

На л. 881 внизу помета: Получено чрез присланного из Астрахани к губернатору астраханскому тамошней губернской роты капрала Никифора Перухина 1 майя 1766 года.

АВПР, ф. Осетинские дела, оп. 128/II, д. 1, лл. 878-881.  Подлинник.


Комментарии

17. Здесь и в других местах речь идет об Осетинской школе в Моздоке и частной практике, которую вел игумен Григорий в Осетии. Школа в Моздоке для осетинских детей была открыта 27 сентября 1764 года согласно указу «О заведении при урочище Моздок... для осетинских и ингушских и протчих горских народов детей школы» В начале 1765 года подполковник Гак получил предписание «о скорейшем заведении» Моздокской школы и «о поспешном построении для оной» деревянного дома, где бы «могли жить учителя, и ученики». В том же году школа стала функционировать. Первыми учениками в ней были Феофан Карабугаев, Иван Еликанов (внуки известных осетинских послов Елисея Хетагова и Зураба Елиханова), Андрей Бита ров, «дети» Хетагуровых и др. (см. также: Материалы по истории осетинского народа, т. V, Орджоникидзе, 1942, с. 34-37, Бутков П. Г. Указ. соч., ч. Д, с: 269).

18. Идея переселения на русскую пограничную линию: привлекала осетинское население, испытывавшее в горах недостаток в земле и находившееся в постоянной тревоге от внешних набегов. Однако на пути к переселению возникали серьезные трудности — отдаленность линии от Осетии, влияние кабардинских князей, мешавших выходить осетинам с гор на равнину, а также настороженность феодальной знати, опасавшейся потерять в «русском районе» свои права на зависимые сословия. Замечание кизлярского коменданта Н. А. Потапова — «а в переселение хотя некоторые и пойдут, но разве малыми частьми, и то из беднейших людей» — ярко отражает именно эту социальную позицию знати.