№ 81

1749 г. июня 7. — Рапорт астраханского губернатора И. О. Брылкина Сенату о вызове находившихся в Осетии архимандрита Пахомия и грузина Отара с осетинскими старшинами для отправления их в Москву для произведения следствия по доносам грузинского игумена Николая и брата его Кайхосро Махотелова, которые содержатся в Астрахани под караулом

/л. 176/ О секретном деле.

В ПРАВИТЕЛЬСТВУЮЩИЙ СЕНАТ ОТ ГУБЕРНАТОРА АСТРАХАНСКОЙ ГУБЕРНИИ БРЫЛКИНА РЕПОРТ

Ея императорскаго величества указ ис правительствующего Сената от 25 числа минувшаго майя сего года под № 85-м, которым повелено следствие о находящемся в Осетии [199] архимандрите Пахомии учинить в Москве и для того, когда он со осетинскими старшинами в Кизляр выедет, то его под политичным присмотром без всякаго аресту отправить в Москву, и для разнимательства при следствии по протесту на него, архимандрита, от игумена Николая и брата его, Кайхосура, в противных их поступках, о самой истине грузинца Отара выслать, а приложенной при том к генерал-лейтенанту и кавалеру Девицу с указом пакет к нему отправить. А сего июня 3-го числа, також из святейшаго правительствующаго Синода в той же силе указ Астраханской епархии Спасо-Преображенскаго монастыря и архимандрит Мефодий получили.

И на оной ея императорскаго величества указ правительствующему Сенату покорнейше доношу, предписанной приложенной к генерал-лейтенанту и кавалеру Девицу указ с нарочным астраханского гарнизона с порутчиком Петром Зубаревым того ж 3-го числа отправлен, точию вышеупоминаемой архимандрит /л. 176об./ Пахомий, как в последнем сообщении от генерал-лейтенанта и кавалера Девица, полученнаго минувшаго майя 26 числа сего года, видимо, еще из Осетии в Кизляр не прибыл, а уведомляет оной генерал-лейтенант, что от него в Осетию по прошению прибывшаго в Кизляр архимандрита Арсения для канвоевания ево, архимандрита Пахомия, с старшинами гребенскаго войска харунжей с 3 человеки казаками того майя 13-го дня в Кизляр прибыл и объявил, что по прибытии их туда ево, архимандрита Пахомия, в Анзоровых деревнях, где у него, архимандрита, дом имеется, застали и ис тех деревень он, архимандрит, поехал в горы для взятья потребных ко двору ея императорскаго величества старшин, котораго они ожидали немалое время точию еще не возвратился. А они, будучи там, не имея правиянта, для взятья онаго он, харунжей, приехал в Кизляр, почему от него, генерал-лейтенанта и кавалера, гребенскаго войска войсковому атаману Борисову ордировано, дабы он оставшим там казакам правиянту, нарядя 4 человек казаков или с сими прибывшими, потребное число отправил и велено тем казакам дожи- датца приезду упоминаемаго архимандрита Пахомия. А о грузинце Отаре, — при нем ли, архимандрите, находится или инде где, — о том от него, генерал-лейтенанта, известия еще не получено. /л. 177/ И ежели оной архимандрит с осетинскими старшинами и грузинец Отар из Кизляра от него, генерал- лейтенанта, сюда препровожден будет, то во отправлени его и грузинца Отара при осетинских старшинах под политичным присмотром в Москву, учиня по вышеоглавленному указу.

Что же с находящимися по оному делу здесь игуменом Николаем и братом его, Кайхосуром, учинить, — того в вышеоглавленном указе не изображено, а оной игумен з братом содержатца здесь, дабы они не ушли, под крепким караулом [200] скованые и при себе собственных денег для пропитания не имеют, чего ради из дому астраханскаго архиерея производятся им кормовые деньги, которых по недостатку, а особливо, что оне, будучи более года под крепким караулом в железах, претерпевают крайнюю нужду и нетерпеливо ежедневно просят о решении своего дела или б их отправить в Москву. Токмо не имея указу, в Москву их выслать не смею.

Того ради правительствующаго Сената всепокорнейше прошу, — не повелено ль будет оных игумена з братом ныне выслать, дабы во окончании того следствия в потребном без них не произошло остановки. И на сие ожидать буду повелительнаго указу, о чем /л. 177об./ и от предписаннаго архимандрита Мефодия святейшему правительствующему Синоду в равной же силе донесено.

Иван Брылкин.

В 7 день июня 1749.

На л. 176 отметка о получении: Получен 26 июня 1749 году, записав, доложить.

На лл. 176-177 об. скрепа: Секретарь Василей Чириков.

На л. 177 об. под текстом помета: Слушано в 21 день июля: 1749 г.

ЦГАДА, ф. 259, оп. 22, д. 1575, лл. 176-177 об.


Комментарии

59. Популяризация среди осетин идеи «грузинского подданства», о которой доносили Кайхосро и Николай, тревожила русское правительство; подданство Грузии означало бы усиление в центре Кавказа позиции Турции и Персии, так как сами грузинские провинции находились под эгидой этих стран. Опасаясь такого внешнеполитического успеха враждебных России стран, Бестужев-Рюмин изменил свою позицию в отношении Осетии. Он, как это видно из документа, предлагал не разжигать «страсти» вокруг Осетии, приостановить свои шаги в этом районе и не дать тем самым Турции и Персии повода к активному вмешательству в осетинские дела (см. док. № 73, 75).