№ 72

1748 г. октября 25. — Решение Сената о сыске находящихся в Осетии архимандрита Пахомия и грузина Отара астраханским епископом Илларионом с помощью астраханского губернатора И. О. Брылкина и генерал-лейтенанта А. П. Девица и отправлении их в Астрахань для допросов

/л. 117/ 1748-го октября в 24 день в журнале правительствущаго Сената записано.

По ведению святейшаго правительствующая Синода, коим на сообщенное ис правительствующая Сената ведение ж с требованием уведомления, какая по присланным из Астрахани обще от тамошних архиерея и губернатора о вывозе из Осетии, отпущенного туда оным преосвященным находящая тамо у проповеди архимандрита Пахомия, для изследовапия по протесту на него с протчими ево ж свиты от игумена Николая и брата ево Кайхосура в противных поступках, паки в Россию доношению резолюция воспоследует, объявляет о присланных в святейший Синод от объявленных архиерея и губернатора астраханских и особливого от его преосвященства доношениях с показанием поданных его преосвященству как от Иоанна архиепископа грузинского, так и от помянутого игумена Николая з братом на означенного архимандрита Пахомия объявленей о недоброхотстве ево России, и обманах, и о пересылке к милитинскому и кахетскому царям и к брату своему в грузинские земли немалых ис получаемого жалованья подарков, и протчих великоважных делах, о напрасном же им, архимандритом, оболгании и безвинном терпении реченного игумена Николая и брата ево, тако ж /л. 117об./ о объявлении и помянутым архимандритом Пахомием присланным святейшему Синоду доношением о чинении оным игуменом Николаем и братом ево многих богохульных и противных закону злостях, как о всем том пространнее показано в том ведении.

И святейший правительствующий Синод, по всему вышеписанному разсуждая, что какая сторона из оных сущую истину доносит и которая ж неправедные приносит клеветы — неизвестно. А от единой на другую произошли протесты о таких важностях, что обе как евангельской проповеди, так и высокому ея императорская величества интересу зависят [179] противности, чего без следствия оставить весьма не надлежит.

И хотя де для того по представленным от астраханских архиерея и губернатора резонам и следовало, чтоб о том, каким секретным образом, чрез кого возможно разведать в самой Осетии, но того по предписанным в том ведении сумнительствам учинить невозможно, и чтоб оной секрет между осетинцы мог утаитца, и наружу не произшел, и не разглашен был, никак невозможно, ис чего б не воспоследовало и вящей в них какой конфузии. И потому инаго способа, как бы об оной истине разведать, святейший Синод не обретает, как точию чрез посредство представленного на то от вышеупомяненного Иоанна, архиепископа грузинского, а имянно: пребывающая при означенном архимандрите Пахомии грузинца Отара, яко, по засвидетельствованию его преосвященства, человека праведного, — того ради святейшим Синодом определено преосвященному Иллариону, епископу, о сыску того архимандрита из Осетии в Россию, /л. 118/ а притом и вышепомянутого грузинца Отара употребить всемерно тщательное неусыпное попечение, каким бы то наилутчим способом возможно учинить, с согласием и помощи от астраханского губернатора и генерала-лейтенанта Девица, крайне прилежно усматривая таких средств, чтоб тот сыск мог быть учинен без всякой между осетинцы конфузии. И когда он, архимандрит, потому в Кизляр выедет, то оного оттоль под крепким караулом, а грузинца Отара за вероятными поруками выслать в Астрахань. И как высланы будут, о надлежащем по касающемуся до него, архимандрита, допросе и о протчем чинить, как о нем и заключающихся с ним по тому важному делу преждепосланными из святейшая Синода к его преосвященству ис правительствующая Сената к астраханскому губернатору указы повелено. А чтоб об оном архимандрите пристойное о сыску ево в Россию обще согласное вспоможение, и когда тот архимандрит из Осетии в Россию выедет, дабы точно с ним так было поступлено, как вышеозначено к астраханскому губернатору и генералу-лейтенанту Девицу.

От правительствующая Сената соблаговолено было послать указы и протчее объявленное в том ведении учиненное святейшим Синодом, о произведении тому архимандриту и протчим в Астрахани допросом и следствия, и по учинении ис того выписок и экстрактов о присылке к разсмотрению в святейший правительствующий Синод и в правительствующий Сенат, а преосвященному ж /л. 118об./ Иоанну, архиепископу грузинскому, об означенном грузинце Отаре, подлинно ль он человек праведен и всякой веры достойной, тако ж и о обретающемся в Осетин архимандрите Арсении, что, какого он состояния человек и проповедническую тамо должность поручить ему можно ль, — о присылке ж в святейший Синод [180] обстоятельного репорта определение. ПРИКАЗАЛИ: к астраханскому губернатору и к генерал-лейтенанту Девицу послать ис правительствующаго Сената указы. Велеть о сыску объявленного архимандрита Пахомия и грузинца Отара из Осетии в Россию им, губернатору и генерал-лейтенанту Девицу, общее с помянутым преосвященным епископом астраханским старание прилагать, употребя к тому всеудобвозможныя, с согласия его преосвященства, способы под пристойными претексты з довольным осмотрением, дабы такой сыск учинен быть мог всемерно без всякого между осетинцами разглашения и конфузии. И когда он, архимандрит, и грузинец Отара потому в Кизляр выедут, то их оттоль, — архимандрита под крепким караулом, а грузинца Отара за вероятными поруками выслать в Астрахань. И в следствии губернатору обще с преосвященным архиереем поступать по указом ея императорскаго величества, посланным из правительствующая Сената и из святейшая правительствующая Синода во всем непременно. И о том же для ведома и в святейший Синод сообщить ведение.

Подлинной за подписанием правительствующаго Сената в 25 день того ж октября.

Канцелярист Иван Баженов.

ЦГАДА, ф. 259, оп. 22., д. 1575, лл. 117-118 об.