№ 186

1753 г. декабря 13. — Решение правительствующего Сената о назначении переводчиком в Осетинскую комиссию Вениамина Ахшарумова и присвоении ему чина коллежского переводчика

/л. 760/ 1753-го года декабря в 13 в собрании правительствующий Сенат, слушав сообщенного из святейшаго правительствующаго Синода ведения, в котором для надлежащего правительствующему Сенату разсмотрения и определения прописывает поданное в святейший Синод от определенного в Кизляр для переводом по Осетинской комиссии порутчика Герасима Чикоидзева прошение, что по резолюции де правительствующего Сената велено ево, Чикоидзева, из гусарского Грузинского полку выключить н написать в состоящем в Кизляре Грузинском корпусе порутчиком с получением жалованья. А о произведении де ему порционов и рационов умолчано и без оных при оной комиссии и быть он не в состоянии, ибо и против прежняго прапорщичья жалованья получать не будет.

А в бытность ево при той комиссии при случае обхождения с осетинцами, которой де народ дикой и честолюбивой для приласкания их как на подарки им, так и на протчия для угощения их потребности излишни« издержки быть надобны и просят, чтоб по-прежнему ево прошению ему, Чикоидзеву, дабы в содержании себя при оной комиссии недостатка понесть не мог, быть ему порутчиком в помянутом Грузинском гусарском полку по прежнему жалованью, тако ж рационы и порционы произвождены б были против находящихся в том полку порутчиков в равенстве /л. 760об./, ибо де он в том Грузинском гусарском полку к произвождению ево в порутчики имел лишь по старшинству, почему еще в 751-м году, когда оной полк состоял в дивизии господина генерал-аншефа и кавалера Бутурлина, тогда в порутчики произведен был и в Военную коллегию представлено. Да по поданной в правительствующий Сенат от прапорщика и бывшего покойного грузинского царя Вахтанга и царицы Русуданы переводчика дворянина Бениамина Ахшарумова челобитной, коею объявляет, что вышеозначенной Чикоидзев (которого де Осетинской комиссии архимандрит Пахомий требует по [366] нужде) никогда и нигде переводчиком не бывал и переводное дело ему необыкновенно. Да к тому ж по-русски читать и писать недостаточен. А то той де комиссии случаютца и секретные дела, о которых делах неукоснительно тому переводчику, написав в надлежащее место, секретно ж представить и требовать резолюции, а не посторонним людем для написания доношения или репорта просить и тем о таковых делах знать давать. Он же, Чикоидзев, в челобитье своем объявлял, что на нем имеютца разных людей немалые долги и ежели награждения не будет, то от должников и кредиторов из Москвы отпущен не будет. На него же имеется в Судном /л. 761/ приказе челобитье и по поручительству требуется от святейшаго Синода к суду, И по таким де обстоятельствам ему, Чикоидзеву, вскоре в Кизляр отправлену быть весьма неуповательно.

А он, Ахшарумов, как де небезызвестно издавна употреблен был в .переводных Делах ,и на последи, находясь означенной Осетинской комиссии при архимандрите Пахомии, которой переводами ево был доволен, и тогда неоднократно просил ево, Ахшарумова, чтоб он был при той комиссии для переводу ж и исправления дел, точию за разными случаями в том ево не обнадежил, чего ради об нем представлено не было. К тому ж у него, Ахшарумова, имеются четыре сына, из них двоя иконному писанию обучены. А в новопросвещенном осетинском народе для моления в домех и церквах иконы небеспотребны быть могут, — и просит, чтоб ево, Ахшарумова, принять в подданство ея императорскаго величества и определить по способности и желанию ево к помянутой Осетинской /л. 761об./ комиссии для переводов и исправления по той комиссии дел с повышением чина безобидно, как и протчия объявленный в том челобитье грузинцы пожалованы капитанскими чинами, а жалованье производить ему то ж, что наперед сего, будучи при оной комиссии, получал и для проезду с домашними ево от Москвы до Кизляра дать потребное число ямских подвод и на них прогонные деньги»,

А по справке в Сенате в прошедшем 1752-м году февраля 28-го дня по определению правительствующего Сената означенному дворянину Ахшарумову за бытность ево при означенной Осетинской комиссии переводчиком дан ранг армейского прапорщика и велено, когда он просить будет, тогда определить ево к делам, куда способен явица, — приказали: означенного порутчика Чикоидзева от посылки в ту Осетинскую комиссию за показанным ево представлением, что он с выключением из Грузинского гусарского полку и бес произвождения ему по тому чину порционных и рационных денег ехать туда не в состоянии — уволить и быть ему тем же /л. 762об./ порутчецким чином, в которой, как выше показано, и [367] прежде он по старшинству от дивизии генерал-аншефа произведен был со определения во оной в том же Грузинском гусарском полку на настоящем с порционы и рационы жалованье по-прежнему. И на которое время со определения в тот чин во оную комиссию дачи ему не было, оное выдав из Штатс-конторы, отослать ево для отсылки в тот полк в Военную коллегию немедленно/ А 0 помянутую Осетинскую комиссию ко исправлению переводов и протчих случающихся дел определить и отправить предписанного прапорщика грузинского дворянина Бениамина Ахшарумова, которой и прежде при оной Осетинской комиссии для переводов же находился и для такой ево дальней посылки дать ему чин коллежского переводчика, которой по табели 722-го году состоит в ранге подпорутчика и о том объявя ему в Сенате указ и о бытии ему по желанию ево в вечном ея императорскаго величества /л. 762об./ подданстве привесть к присяге и за повышение того чина на лазарет вычет Штатс-конторе учинить по указу и на тот чин, напечатав патент, предложить к подписанию правительствующему Сенату. А жалованья ему с сего определения для той комиссии производить по положенному в штате коллежскому переводчику оклад по двести по пяти-десят рублев в год из статных доходов от Астраханской губернской канцелярии, ис которой и на протчия по той комиссии расходы деньги употребляюца.

И для принятия ему ныне надлежащей о всем по оной Осетинской комиссии действий инструкции явица в святейшем правительствующем Синоде, о чем из оного и помянутому архимандриту Пахомию дать знать.

Ему ж, Ахшарумову, з детьми ево для проезду до Астрахани и Кизляра дать ямских, а где нет уездных /л. 763/, четыре подводы и на них прогонные деньги. Тако ж для той пересылки на одну треть жалованья выдать из Штатс-конторы.

И о том в святейший Синод сообщить ведение, а в Военную коллегию и в Штатс-контору послать указы.

Подлинной за подписанием правительствующаго Сената.

Коллегии юнкер Петр Борисов.

Под текстом: Копию взял Иван Рослов.

ЦГАДА, ф. 259, оп. 22, д. 1575, лл. 760-763.