№ 125

1750 г. ноября не позднее 30. — Донесение осетинских старшин «Карского» (Касарского), Закинского и Куртатинского «уездов» Зураба Азовова, Елисея Хетагова и Батирмирзы Куртаулова Сенату с просьбой наказать Кайхосро Махотелова за чинимые им «беспорядки» в Осетии и об отправлении их (старшин) обратно в Осетию.

Перевод (На л.438 и об. Документ на грузинском языке)

ПРАВИТЕЛЬСТВУЮЩЕМУ СЕНАТУ ОСЕТИНСКИМ ЗЕМЛИ СТАРШИНЫ, А ИМЯННО КАРСКОГО УЕЗДУ СТАРШИНА ЗУРАБ АЗОВОВ, ОН ЖЕ И ЕЛИХАНОВ, ЗАХИНСКОГО УЕЗДУ СТАРШИНА ЕЛИСЕЙ ХЕТАГОВ, КУРТАУЛЬСКОГО УЕЗДУ СТАРШИНА БАТИРМИРЗА КУРТАУЛОВ, А О ЧЕМ НАШЕ ДОНОШЕНИЕ, НИЖЕ СЕГО ЯВСТВУЕТ.

1

Мы, именованный, в 749-м году с архимандритом Пахомием выехали ко двору ея императорскаго величества для поклонения и благодарения и для ж требования резолюции по прошению нашей земли, которая в Кизляре письменно от нашей же братии представлено. И мы ныне о том же просим, назад тому 15-й месяц, как из Осетии мы отбыли, и живем праздно столько времяни, и по тому нашему прошению, [266] можем ли мы резолюцию получить или нет, — о том пожаловать объявить. А что здесь продолжаемся, в том нашей земли людем пользы никакой нет и просим милости нас отправить.

2

И столько продолжительно времяни мы нигде не бывали, а ныне один недобрый человек Кайхосрю Махателов, ходя мимо нашей квартиры многожды и почти по вся дни нам кричит, — чрез де 5 лет не отправиться вам, /л. 439об./ и погною де вас здесь, и с кем с нашими не встретитца, всем також де говорит, и нас бранит и грозит, о чем мы и чрез куриера единожды летом и Сенату доносили, что от него, Махателова, нам покою нет, и более сего бесчестие от него терпеть мы не можем.

3

В 1747-м году из России приехал в Осетию, незнаемо по какому указу и зачем, оной Кайхосро Махателов и своего брата, монаха, подговорил от архимандрита и от брата отлучил, и к себе увес, и много худова в Осетии чинил христианскому закону противно, и крещение остановил, и монахов называл шпионами, и народ отвратил, и архимандрита з братиею едва не довел смертному падению, и трижды их проповедников ограбливал, и в великую их нужду привел, до приезду моего Елисея Хетагова к ним в помощь, а коликое оные Махателовы худого дела чинили и словами разгласили в Осетии чрез 8 месяцов, — того исчислить невозможно. Да сверх того, что в Осетии, но и в Черкасах чинили худова много и кричали, пока в руки свои их получили и в Кизляр увезли. И что оныя Махателовы худова дела чинили от нашей братии куртаульских и чимских старшин Отаза, Тако, Гужия, Амистала, Гагия, и Маза в 748-м году в Кизляре своим прошением доносили, мы уповаем об оном прошении и от архимандрита Пахомия и высокому Сенату обстоятельно донесено. И о том, что в Осетии будучи, оные Махотеловы чинили, и как из нашей земли оных взяли, мы уповали, за чинимые ими худыя дела и штрафованы.

4

Сначала ж из России приезду помянутых проповедников я, Зураб Азовов Елиханов, принял их и справлял оное божественное и богуугодное и приятное дело, которого и ныне [267] желаем, и просим мы трое, чтоб в Осетинской земле христианство укрепить.

Того ради правительствующаго Сената просим за бесчестие и за брань нашу непостоянному и закону погрешительному человеку Кайхосре Махателову учинить наказание. К тому ж немалое время, как мы обретаемся здесь, ежели удостоимся всемилостивейшую государыню для поклонения видеть, и тому уже время, а ежели неможно, то просим у высокого Сената пожаловать нам подорожную, и в землю нашу нас отправить, и более нас здесь не держать, ибо здесь мы, а тамо родственники наши немало печалятца за толикое наше здесь праздно времяни пребывание.

У подлинного доношения подписано по пунктам грузинскими литерами тако: к сему доношению старшина Зураб Азовов Елиханов руку приложил, и под последним пунктом два креста поставлено. Ноября 1750 году.

Пометы: 1) Под пунктами: Переводил грузинский переводчик Бениамин Ахшарумов.

2) Под текстом: Слушано апреля 17 дня 1751 году.

ЦГАДА, ф. 259, оп. 22, д. 1575, лл. 439-440. Копия.