ВВЕДЕНИЕ

В середине XVIII века Ираклий II, умело воспользовавшись положением, создавшимся в Иране после смерти Надир-шаха (1747 г.), изгнал персидские гарнизоны из Тбилиси и добился фактически независимости Восточной Грузии. Ираклию удалось также распространить свое влияние на соседние ханства Восточного Закавказья.

Для закрепления достигнутого успеха и окончательного освобождения Восточной Грузии от персидского господства, в январе 1760 года государственные деятели Картли и Кахети, несмотря на неудачу, постигшую посольства Афанасия Тбилели и Симона Макашвили, направленных в Россию в 1752-1754 гг., приняли решение вновь направить в Россию посольство во главе с картлийским царем Теймуразом II.

Посольство 1760?1762 гг. обратилось к русскому правительству с просьбой выдать вспомогательное войско или оказать денежную помощь, для упрочнения обороноспособности страны и обуздания лезгин. Грузинские цари намеревались затем с отборным войском вступить в Персию и возвести на персидский престол своего кандидата, приемлемого и для России.

Несмотря на такие далеко идущие планы, история посольства 1760-1762 годов еще не изучена в должной мере.

Правда, в трудах некоторых авторов она затрагивается в связи с другими вопросами, однако специального исследования по данному вопросу все еще не существует. Так, в трудах грузинских историков второй половины XVIII — начала XIX в. сохранились лишь скудные, отрывочные сведения, не освещающие ни цель, ни значение посольства; к тому же они изобилуют ошибками фактического характера. Что же [146] касается публикации А. Цагарели, то она сохранила лишь позднейшую небольшую записку, составленную в 1768 году для представления Екатерине II, где читаем: “Теймураз, владетель Грузии... здесь при дворе будучи, просил о даче ему войска для защищения своего отечества от лезгинцов или о снабжении его для того чрез некоторыя годы знатною денежною суммою, обещая оную при первом поправлении своего состояния возвратить, а между тем, по приведении владения своего в безопасность, стараться укротить и в Персии мятежи и доброжелательнаго здешним интересам хана на персидской престол возвести” 1.

В связи с тем, что изучением истории указанного посольства до последнего времени специально никто не занимался, в исторической литературе этот вопрос был освещен настолько слабо, что до 1939 года, как справедливо отмечает первый издатель художественного наследия Теймураза II Г. Джакобия 2, исследователи, основываясь на неверных сведениях С. Бурнашева 3, неправильно указывали даже дату и место смерти Теймураза II, возглавлявшего посольство, хотя в Московском архиве лежали целые тома материалов, прямо касающихся истории посольства.

С материалами указанного посольства первый ознакомился Ясон Лордкипанидзе. Он же описал два дела и, как сообщается в отчете о его научной командировке, опубликованном в 1941 году, переписал некоторые документы 1760 и 1762 годов 4. Однако опубликовать эти материалы ему не удалось и нам неизвестно, где они находятся.

История указанного посольства получила известное отражение и в справочной книге по Астрахани, изданной под ред. В. Ф. Фильгуса. В указанной работе при описании Успенского собора отмечено, что там погребены грузинские цари Вахтанг VI и Теймураз II и сказано следующее: “Теймураз II умер в 1760 г. в Петербурге во время переговоров с правительством России. Тело покойного везли в Грузию, по ее территорию захватили турки и Теймураза похоронили в Астрахани” 5.

В приведенной выдержке неправильна не только дата: здесь искаженно представлено также положение Восточной Грузии II-ой половины XVIII века.

Причиной погребения Теймураза II в Астрахани, как будет видно из нашего исследования и нижепубликуемых документов, был не захват Грузии турками; а наступление летней жары, мешавшей везти тело покойного. Что касается положения Восточной Грузии, следует отметить, что во II половине XVIII века турки там вовсе не господствовали. В то время Ираклию II подчинялись Ереванское и Ганджинское ханства, [147] а претендент на иранский престол Азат-хан, неоднократно терпевший поражение от Ираклия, находился в плену в Тбилиси. С Ираклием считались все соседние страны, в том числе и Турция.

Хотя в работе рассматриваются и другие вопросы русско-грузинских отношений, основной целью автора является освещение истории грузинского посольства в Россию 1760—1762 годов (во главе с Теймуразом II), которая по настоящее время оставалась неизученной нашей историографией 6.

Публикуемые документы показывают, как международное положение Европы и позиция Турции влияли на русско-грузинские отношения; они свидетельствуют о неизменности русской ориентации государственных деятелей Грузии, об общности интересов обеих сторон (только осложнившееся международное положение заставило отложить выполнение намеченных и вполне приемлемых планов). Наконец, эти [148] документы показывают, что грузинские цари Ираклий и Теймураз вопреки утверждениям З. Авалова и других авторов были опытными дипломатами, имели хорошо организованную разведку и т. д.


Комментарии

1. Грамоты, I, стр. 11—12.

2. ***, 1939, ***. IX.

3. С. Бурнашев, Картина Грузии, стр. 12.

4. См.:*** ***, 1940, ***. II, ***., 1941.

5. По Астрахани и области, Путеводитель для экскурсантов и туристов, Астрахань, 1958 г., стр. 37.

6. Автор считает необходимым отметить, что данная работа находилась в издательстве, когда появились труды Я. З. Цинцадзе и О. П. Марковой; по этой причине они не могли быть использованы нами.

Статья Я. З. Цинцадзе “Из истории русско-грузинских отношений” (с приложением архивного материала), опубликованная в 1965 г. в XVIII т. “Исторического вестника” Архивного управления Груз. ССР, имея ряд положительных сторон, не лишена и недостатков (она слишком схематична, в ней не дается ни общей истории посольства, хотя бы вкратце, ни основательной оценки приложенных документов; вместе с тем в статье имеются спорные положения и фактические ошибки); что же касается публикации приложенных к указанной статье архивных материалов, то она, на наш взгляд, неудовлетворительна (ограниченное количество использованных автором архивных дел не дает полной картины описываемых событий. Кроме того, издатель нарушает существующие традиции и правила издания архивных документов, допускает фактические ошибки при оглавлении и в комментариях документов). Более подробно об этом говорится в грузинской части нашего исследования.

В книге О. П. Марковой “Россия, Закавказье и международные отношения г, XVIII веке” (1966 г.), где многие вопросы освещены на должном уровне с привлечением богатого архивного материала и иностранных источников, интересующему нас в данном случае вопросу — истории восточно-грузинского посольства во главе с царем Теймуразом, — к сожалению, уделено только две страницы (стр. 130-131) и он рассмотрен слишком схематично. К тому же имеются и некоторые неточности. Например, О. П. Маркова пишет: “По-видимому, соображения очень тонкой политики удержали Ираклия от подписания грамоты, поданной Теймуразом...” (О. Маркова, указ. работа, стр. 131). В действительности Ираклий II не подписывает документа по той причине, что он был составлен в Петербурге в апреле 1761 года, спустя год после отправления посольства, а Ираклий II в то время находился в Тбилиси. Неправильно также утверждение О. П. Марковой, что грузинское посольство будто бы “было пропущено в Москву... при условии, что оно действительно едет только “на житье, а не для неких дел” (там же, стр. 130). Наоборот, Теймураз всегда заявлял, что он не собирается жить в России, а едет только на “поклонение императрице” и намерен скоро вернуться на родину. Наконец, не совсем понятны выражения: “Когда Теймураз предлагал в Москве навести порядок в Иране”, “Посольство Теймураза в Москву вызвало...” (стр. 131). Очевидно, вместо Москвы следует читать Петербург.