№ 129
1761 г, марта 28. — Записка в Коллегию иностранных дел от канцлера М. Воронцова, составленная на основании полученных из Грузии сведений о выступлении Ираклия для защиты Ганджи, о пленении Азат-хана и отправлении его в Тбилиси, об обращении ереванцев к Ираклию с просьбой взять их под свое покровительство и о междоусобице в Иране
/л. 316/ Полученным из Грузии известием от 25 декабря объявляется что персидский сердар Пена хан сыном нечаянно с своими силами напали на город Генжу и оным овладели, так что бывшей тамо прежний владелец Шах Верди хан с братом своим едва бегством спастись мог, отдався и защищение кахетинскому владетелю Ираклию, которой собрав вооруженных людей из грузинцов вступил в поход с сем намерением, чтоб по смежности означеннаго города Генжи с Грузиею помянутого Шах Верди хана яко доброхотного соседа тамо во владетельстве восстановить и тамо будучи в движении оcтановился лагерем во урочище называемом Казак Бощалю расстоянием на два дни езды и от Генжи употреба наперед все способы о подлинном распозновании в каком состоянии усилившейся неприятель Пена хан находится, а как скоро желанное осведомлением получено, то владетель Ираклий 8 числа декабря прошедшаго года отправил от себя партию, состоящую в 2000 человек под командою грузинского князя, придав ему и помянутого Шах Верди хана. В Генже тогда от Пена хана /л. 316 об./ небольшой оставлен был гарнизон, ибо он по завладении сего города с нарочитым числом военных людей пошел в Шеки Кебеле и тамо в Сигнаке то есть в крепком гористом месте имел свое пребывание, хотя между тем услыша о приближении Ираклия к Генже послал в прибавок к гарнизону 200 человек, токмо по учиненным от выше означеннаго командующаго грузинского князя распоряжениям как город приступом взят, так гарнизон с сикурсированными людьми отчасти наголову побит, а достальной в полон взят, и следовательно Шах Верди хан в прежнем владении городом Генжею утвержден.
Вскоре после того авганский Азат хан с малым числом поенных людей пришел в лагерь Ираклию стоящему в означенном урочище Козак Бощалю и поклонялся ево власти, дав клятвенное обещание во всем и всегда быть послушным и в пользе ево прислуги оказывать. Ныне Ираклий его Азат хана при себе в Тефлисе содержит, а из партии ево 200 человек в Генжу к Шах Верди хану отправил, остальных же по разным местам раскасовал. [433]
/л. 317/ Под сей случай из города Иревана поверенные старшины к владетелю Ираклию с подарками и прошением прибыли, дабы Иреван со всеми обывателями в свое защищение принял.
Обретающийся в Хурасане Агмед шах вступая с войском в Индию столичной город Джилан Абат военною рукою взял. В главном же городе Хорасанской губернии, зовомом Мешеды, и по ныне Шах Рух пребывает с своим властительством и от всех чинов за государя признавается; сказывают, что усилившийся в Персии сердар Керим хан куриеров в помянутую Хорасань послал с письменным предложением, чтоб Шах Руха в рассуждении природнаго его достоинства, что он от крови прежних персидских шахов Сефевидской фамилии по матери, а по отце от шаха Надыра происходит, на наследственном престоле Иранского государства утвердить.
В тех ведомостях упоминается, что обо всем выше писанном от Ираклия к отцу ево /л. 317 об./ владетелю Теймуразу обстоятельно сообщено, токмо сего письма здесь не получено, а в дороге утрачено, как присланной армянин объявил, что не-доежжая до Москвы на последном стане из телеги ево разная поклажа выкрадена и письма из сумы вынуты и разбросаны были.
(Внизу другим почерком приписка: “Прислана от его сиятельства канцлера в Коллегии чрез канцеляриста Новикова. 28 марта 1761 года”).
АВПР, ф. Сн. России с Грузией, 1761 г., д. 1, ч. II, лл. 316-317. Подлинник.