№ 121

1761 г. марта 14. — Церемониал приема Теймураза в Петербурге, утвержденный императрицей

/л. 209/ Копия

Церемониал, касающейся до приему ожидаемого к здешнему императорскому двору грузинского владетеля Теймураза. (Текст “Церемониала” трижды подвергался переработке, пока не принял вышепубликуемый вид. Первоначальный его проект или “Мнение о приеме грузинского владетеля Теймураза” (см. АВПР. ф. Сн. России с Грузией, 1761 г., д. 1, ч. 1, лл. 76-83) был готов еще 23 февраля 1761 г и представлен, канцлеру Воронцову 27 февраля, а 28 февраля Воронцов вернул проект с примечаниями (см. там же, лл. 68, 73-83); переработанный текст был готов 6 марта и представлен канцлеру, а последний 7 марта вернул его в Коллегию иностранных дел с примечаниями, поправками и дополнениями (см. там же, лл. 179, 188-192, 193); последняя редакция проекта, копия с которой публикуется здесь, 14 марта была представлена канцлером императрице на утверждение и по утверждении того же числа (14 марта) была разослана по ведомствам для руководства (см. там же, лл. 196-197, 208 и т. д.). Нужно отметить, что все примечания и поправки канцлера нашли свое отражение в окончательной редакции текста “Церемониала”, за исключением дополнения к 6-му пункту проекта, которое мы будем печатать в примечаниях 6-го пункта.)

1

Как намерения не положено, чтоб сей владетель имел публичной въезд в резиденцию е. и. в., то имеет он прямо приехать в назначенной ему в Санктпетербурге дом, где [417] поставлен будет караул, состоящей из одного прапорщика, одного сержанта, двух капралов, дватцати человек солдат и одного барабанщика.

2

Для приему владетеля в его доме определить по знанию грузинскаго языка статс канторы советника князя Амилахорова и оному приказать быть там в готовности с дворцовою каретою цугом, с двумя верховыми конюхами, с двумя придворными лакеями; да сверх того, иметь ему одну каляску парою. Оной советник приняв владетеля ему объявит, что с конюшни /л. 209 об./ е. и. в. определен ему экипаж для употребления онаго во время его здесь пребывания, для свиты его отведет покои, а потом даст знать владетелю, что должен он немедленно повестить о своем приезде его сиятельству канцлеру графу Воронцову, избрав для сей коммисии первую из спиты своей особу, препоручи опой его сиятельству засвидетельствовать желание своего государя сделать ему первую свою визиту, для которой точно ему приказано просить его сиятельство назначить владетелю день и час, когда ж и тому придет время, то канцлер за ним владетелем пошлет собственныя свои экипажи и примет его у себя в доте равно, как послов европейских держав.

3

Когда е. и. в. указать соизволит /л. 210/ допустить сего владетеля повергнуть себя к ея стопам, то советник князь Амилахоров поедет по него в карете придворной, заложенной цугом, с двумя верховыми конюхами, с двумя ж, или тремя позади кареты стоящими лакеями в ординарной ливрее без скороходов и без гайдуков, имея притом верховую лошадь для партикулярного его переводчика, а во второй, то есть в той, которая ему дана будет для разъездов в городе, сядут три знатнейшия из его свиты особы и находившейся с ним в дороге пристав. Но в сей раз духовенства не [418] будет, разве именно повелено будет им приехать ко двору, чтоб после аудиенции представить их е. и. в. к руке, в котором /л. 210 об./ случае и для них должно дать карету; когда ж означенныя две кареты приедут ко двору, то гоф фуриер выдет к нему навстречу и покажет князю Амилахорову комнату, в которой должно дожидаться, пока его сиятельство канцлер пришлет сказать, чтоб они шли к ея величеству.

4

Для сей аудиенции повестку сделать токмо придворным особам обоего пола.

5

Пред каморою аудиенции, где штатс дамы, фрейлины и придворные кавалеры будут находиться, встретит владетеля гофмаршал.

6

/л. 211/ В тех же апартаментах, где е. и. в. угодно будет принять сего владетеля, изволит ея величество присудствовать стоя, имея при себе канцлера, обер гофмейстерину и несколько из первейших придворных особ.

По окончании аудиенции е. и. в. изволит пожаловать к руке находящихся в свите владетеля знатнейших персон, которыя до того времени будут стоять в антикамерах.

(Хотя к проекту, рассмотренному и возвращенному в КИД с примечаниями канцлера 7 марта 1761 года, на отдельном листе приложено дополнение к 6-му пункту, в копию утвержденного текста от 14 марта указанный пункт почему-то перешел без всяких изменений. Мы считаем нужным опубликовать это дополнение: “В дополнение 6-го пункта, постановленного на мере Церемониала к приему у двора грузинскаго владетеля Теймураза Николаевича определяется чрез сие, что аудиенциям его надлежит быть следующим порядком:

При входе в аудиенц камеру должен его светлость остановясь сделать е. и. в. три глубокия поклона, потом подошед несколько ближе держать речь, которая будет на российском языке пересказана коллежским советником князем Амилахоровым, по принятии высочайшаго повеления станет канцлер ответствовать, а сей ответ перескажет равномерно по грузински он же князь Амилахоров. При упоминовении е. и. в. титула имеет владетель делать наклонение, после же того просить о допущении его к руке е. и. в., а на последок о дозволении представить к стопам ея величества знатнейших своих людей, которые и будут тогда введены в аудиенц камеру. При выходе, возвращаясь назад спиною, должен владетель вторично сделать три глубокия поклона.

На аудиенциях у их императорских высочеств имеет его светлость при входе и выступлении из аудиенц камеры делать по три обыкновенныя поклона. Речи имеют быть говорены и пересказываны и ответствованы тем же порядком, как и на аудиенции у е. и. в. При окончании аудиенции будут и чиновныя люди представлены их высочествам по изпрошении на то позволения и допущены к целованию рук”. (АВПР, ф. Сн. России с Грузией, 1761 г., д. 1, ч. 1, л. 193))

7

Владетель, получа аудиенцию у е. и. в., поведен будет к его императорскому высочеству, государю великому князю Петру Федоровичу камерюнкером двора его высочества, пред каморою аудиенции встретит владетеля его высочества [419] гофмаршал. Государь великий князь /л. 211 об./ изволит принять владетеля стоя ж, имея при себе из первых персон своего двора.

8

По окончании сей аудиенции поведен он будет тем же камер юнкером к ея императорскому высочеству, государыне великой княгине; предкаморою аудиенции, где находиться будут ея высочества фрейлины и кавалеры, встретит владетеля ея высочества гофмаршал. Государыня великая княгиня изволит его принять стоя ж, имея при себе вместо обер гофмейстерины знатную дамскую особу, кою е. и. в. определить изволит.

9

После сих двух аудиенцей владетель поведен будет к его императорскому высочеству государю великому князю Павлу Петровичу, при которой аудиенции все то ж наблюдаемо /л. 212/ будет, как и при аудиенции его императорского высочества государя великого князя Петра Феодоровича.

10

При всех означенных аудиенциях как советник князь Амилахоров находиться будет при владетеле, то он же имеет употреблен быть для переводу у е. и. в. и у их императорских высочеств.

11

Апартаментам, которыми владетель поведен будет на аудиенцию к е. и. в. и к их императорским высочествам, у дверей имеют отворены быть обе половины.

12

Караул гвардии имеет отдавать владетелю те же воинские чести, как и послам коронованных глав, при здешнем дворе пребывающим, также будет он пользоватся преимуществом в приезды ко двору из кареты выходить и в карету садиться по въездом большаго крыльца.

13

/л. 212 об./ В разговорах давать ему титул светлости в разсуждении того, что он владеющий князь.

14

Как на куртагах, банкетах, театральных представлениях и гульбищах послы без сомнения не уступят владетелю правой руки, то должно наперед ему об омом знать дать. [420]

15

Во все время владетелева здесь в Санктпетербурге пребывания для знатных духовных его персон отпустить времянно карету цугом с конюшни е. и. в. по требованию пристава.

(Скрепа на лл. 209-212: “Протоколист Василей Яблонской”)

АВПР, ф. Сн. России с Грузией, 1961 г., д. 1, ч. 1, лл. 209-212. Копия.