№ 112

1761 г. февраля 27. — Письмо кн. Е. Амилахвари к графу М. Воронцову о намерении Теймураза, получив помощь со стороны России войском или деньгами, обуздать горских разбойников, с вооруженными силами вступить в Персию и возвести на шахский престол свого кандидата, приемлемого и для России

/л. 146/ Сиятельный граф, милостивой государь

Наблюдая со всевозможным моим рачением вашего высокографского сиятельства повеление, данное мне от 18 минувшаго декабря, ныне имею честь донести, что от стороны грузинского владетеля сверх определенного ему такого (содержания) (Приписано сверху красным карандашом) и снабдния подводами нетокмо никаких ко излишеству запросов не происходит, но паче он тем содержанием яко высочайшего е. и. в. милостию премного доволен, прославляя из глубины сердца августейшее имя щедроты е. и. в. и во исходатайствовании сего монаршеского к нему благоволения посредство вашего высокографского сиятельства со особливою благодарностию признавает.

Я по положенной на меня должности пристава, во первых Есеми силами тщусь, благоугоднейше данных мне повелений исполнение чин[ить], а потом прилежу склонность и доверенность упомянутого владетеля] снискать; в чем дальной неудобности неусматриваю, ибо он коротостию одарен, нрава тихаго, простосердечен, благоразсудителен и в православном христианстве непоколебим и весьма набожен; крат[ко| донести все ево склонности к добрым намерениям и наиглавней[ше] к защищению своего отечества от утеснения не приязненных соседей /л. 146 об./ горских народов распростираются, как он мне на сих днях за откровенность объявил, что при всеусердном ево желании отдать всеподданейшее е. и. в. поклонение причиняемые от лезгинцов Грузии и Кахетии тяжкие раззорении пон[удили] ево в Россию отправиться для испрошения у великия и всемилостивейш[ия] государыни непобедимейшия православнаго христианства покровите[льницы] вспоможения войсками или, ежели недозволят обстоятельства [оные] против соседних Грузии лезгинцов отправить, знатною бы денежною суммою чрез некоторые годы снабдевать ево соизволено было, даб[ы] оными деньгами потребное число [408] военных людей грузинцов содержась] и к тому прибавок ис кабардинцов нанимать; и от неприятеля обор[онять] и безопасность Грузии доставить мог, по усмирении же окрестных супостатов он грузинской владетель и с сыном своим Ираклием на мысле имеют с высочайшей е. и. в. апробации вооруженною рукою в Персию войти и приведя знатные персидские] партии в свое согласие стараться будут о постановлении такого ш[аха], который бы российским интересам поспешествовал.

Тако ж де он владетель мне знать дал, что по прибытии своем в Санктпетербург имеет е. и. в. и высо[чайшей] императорской фамилии пристойные презенты поднести; /л. 147/ что же касается до свиты ево, то оная в должном послушании своему властелину обращается и никаких между опой раздоров не присмотрено.

Наконец по разведыванию моему приезжавшем в Россию князе Андроникове сие за истину утверждается, что пред сим за несколько времени кахетинской владетель Ираклий определил ево в одном месте в именуемом в Кахети Хисике моуравом, то есть воеводою, снабдя ево довольным пропитанием, но он Андроников вместо верной службы и благодарности предателем оказался, учинил злые умышлении против персоны владетеля Ираклия, в чем явно изоблачен и за такое казни подлежащее преступление владетель Ираклий еще в бытность в Грузии владеющаго отца своего и с ево согласия оного Андроникова отрешил от воеводства, конфисковав все имение и даровав ему живот ево с сыном и братом митрополитом алаверделским из Кахетского владения и из Грузии яко явных зладеев выгнал.

Притом и сего в молчании оставить не могу, что определенной по указу Коллегии иностранных дел из Астрахани для препровождения владетеля до Санктпетербурга майор Туманов за старостию и дряхлостию ни к какому д[елу] не способен, а пожелал сею оказиею воспользоваться единственно ради сви[да]ния со всею роднею, о котором часто упоминаемой владетель чрез ближ[них] своих мне внушал, чтоб ево Туманова за такою слабостию и что он несостоятельством своим только на огорчение приводит, здесь в Москве оставить или бы от оного владетеля отлучить, чего я собою учинить н[...], но паче всенижайше прежде в соизволение вашего [409] высокографского (сиятель]ства буду о том повеления ожидать. Во окончании сего имею чес[ть] с глубочайшим моим почтением оставатца. (Сверху 146 листа отметка о получении: “Получено 4 марта”)

Сиятельнейший граф милостивой государь, вашего высокографского сиятельства всепокорнейший слуга

князь Евгений Амилахоров.

27 февраля
1761 года.
Москва.

АВПР, ф. Сн. России с Грузией, 1761 г., д. 1,ч. 1, лл. 146-147. Подлинник.