ДОК. № 6

ПИСЬМО ОТ КОСТЕКОВСКОГО ВОЕВОДЫ АЛИША СЫНА ХАМЗЫ ГЕН.-ЛЕЙТ. А. П. ДЕВИЦУ

(1750 г.)

(ГА РД, ф. 379, оп. 1, д. 203, л. 2 об. Подлинник)

Лист бумаги белого цвета, толстой, плотной, грубой, русского фабричного производства, с филигранью и сеткой: прямые пересекающиеся линии и изображение герба (герб-картуш, в центре которого медведь с секирой). Размер листа 32 х 20,5 см. Чернила черные.

На обратной стороне: чернильный оттиск печати на имя: Алиш бин Хамза, а также запись в 2 строки:

***

(Перевод: ”Это письмо получит генерал-лейтенант, кавалер Александра Святого Андрей Девиц”).

Содержание письма: русско-кумыкские официальные отношения сер. XVIII в.; просьба о возвращении беглых людей.


ПЕРЕВОД

Высочайшего и славного главного вельможи, повелителя над подданными всех сторон Великого падишаха генерал-лейтенант, кавалер [ордена] Александра Святого, Его превосходительство Андрей Девиц 1 — да получит сотни тысяч приветствий и добрые пожелания Божьих благословений! от нас — воеводы (аскер баиш) Алиш-бека 2.

После этого наша цель: от одного нашего человека убежали два холопа (кул). Один из них является персом (кажар). [Прошу] вернуть его, согласно закону (канун) и предписанию (дестур) указа великого падишаха, и отдать в руки узденя по имени Хамза — подателя сего нашего письма, который доставит его Вашей особе непременно.

И далее. Того армянина (эрмали), которого Вы приказали прислать, мы отправили в Кизляр. Однако тот дворянин [165] (дипернин) 4, которого Вы прислали, уехал, не забрав его с собой, под предлогом, что у него, мол, [имеется] оружие (савут). Хотя от него не было никакой злости и вреда. И далее. Если Вы вновь приказываете прислать того армянина, мы отправим его, Вы это знаете. И всё.


Комментарии

1. В архивных документах встречается такая титулатура Андрея Петровича Девица: ”генерал-лейтенант и ордена Святого Александра кавалер Кизлярской гражданской канцелярии” (ГА РД, ф. 379, оп. I, д. 1238, л. 162 об.). В исторической литературе его именуют как ”командующий войсками в Кизляре”. (См.: Кабардино-русские отношения в XVI-XVIII вв. М., 1957, т. 2, с. 139, 143, 166 и др.) Иногда ошибочно его называют ”кизлярским комендантом” (см. статью Ахмадова Ш.Б. в книге: ”Социальные отношения и классовая борьба в Чечено-Ингушетии в дореволюционный период. Грозный, 1979, с. 56). Однако, материалы архива показывают, что А. П. Девиц не был комендантом: в 1747-48 гг. кизлярским комендантом состоял Д. А. Апочинин, а в 1749-1751 гг. — Л. И. Дебсугорбий. (См.: ГА РД, ф. 379, оп. I, д. 1, л. I). Тем не менее, письма от местных жителей поступали в конце 40-х и начале 50-х гг. XVIII в. не на их имя, а адресованы А. П. Девицу. Чем объясняется такое обстоятельство, нам пока не известно. Очевидно, в период военных действий Надир-шаха на Северном Кавказе и в первые послевоенные годы корреспонденциями с мест занимались не коменданты, а представители военной власти в Кизляре.

2. Алиш-бек — костековский воевода. (См. о нем в коммент. 1 к док. № 3).

3. *** кажар (чит.: къажар) — от персидского *** каджар. Этим термином некоторые народы обозначают персов или азербайджанцев. См. коммент. 4 к док. № 5.

4. В тексте слово *** дипернин употреблено для передачи русского термина ”дворянин”.