№ 38

1765 г. сентября 7. Б. м. Письмо Осетинской комиссии игумена Григория начальствующему в урочище Моздок подполковнику П. И. Гаку о льготах и вспоможении желающим переселиться в урочище Моздок: осетинам, кистинам, грузинам и армянам

/л. 131/ КОПИЯ С ПЕРЕВОДУ ПИСЬМА ГРУЗИНСКАГО ПРИСЛАННАГО АСЕТИНСКОЙ КАМИССИИ ОТ ИГУМЕНА ГРИГОРИЯ К Г-НУ ПОДПОЛКОВНИКУ ГАКУ ОТ 7 СЕНТЯБРЯ 1765 ГОДА

Чрез нынешнее лето в бытность мою для проповеди слово божия в осетинском и киштинском народе, мною святым крещением просвящено как из старшин так и из подлаго народа з жонами и з детьми не малое число душ ис которых несколько между разговорами намерение свое мне объявили, что немалое число из них желает поселитца в новозаводимое место в урочище Моздок и быть под высочайшим покровительством е. и. в. причем просят, чтоб на первой случай дано было им в пище и для севу семена и протчее вспомоществование на один год. И требуют они от нас по сему обнадеживания. Но в бытность мою в Моздоке от вашего [168] высокоблагородия словесно мне объявлено было, что по высочайшему е. и. в. указу выезжающим из гор на поселение в урочище Моздок осетинцам, киштинцам и протчим горским народам в награждение давать повелено. А именно: старшинам по десяти, а подлым по пяти рублев на каждую семью; а холостым против тех в полы; и дабы в случае иных их ласкали и увещевали к переселению в Моздок (которое нами исполняется). Но по мнению моему предвидится, что того определения дачею целую семью, умалчивая постройку дома и разводу привыкшаго к здешнему воздоху скота, на одно пропитание недостаточно будет; то без того обойтись никак невозможно будет, чтоб не дать им годовое пропитание. Вам же и сие не безизвестно, что /л. 131об./ сии народы по непривычности своей одною аржаною мукою продовольствоватца не могут, разве смешивая пополам с пшенишною, також и на сев семена и протчее вспомоществование к первому случаю на один год определить нужно; понеже они, как не безизвестно, по непроходимой и уской в горах дороги провести арбами, а на себе столько поднять, чтоб могли будучи в Моздоке пищею удовольствовать себя, не в состоянии. Сверх же сего по известному хищению кабардинскаго .народа и дорога для них от Моздока в горы будет крайне опасна. Притом же и скот горской по горячности тамошнего воздуха держатца, как уже известно, не может. И прошу на сие от вашего высокоблагородия письменнаго уведомления, дабы мог я дать им какой ответ, как по всегдашнему обращению нашему в горах не навесть их в таком случае, когда по увещанию в Моздок перейдут и будут от голоду терпеть нужду, на себя их отвращение, отчего наконец может последовать, что и выехать в горы для проповеди слова божия нам невозможно будет.

А сии места современем высокому интересу Российской империи не бесполезны быть могут. Для чего должен наиприлежнейшее, сколько возможность к тому нас допустит, как я и определенной при оной комиссии коллежской переводчик Иван Пицхелауров, к переселению в Моздок горских народов иметь крайнее старание.

Сверх же сего пишут к нам и из Грузии, как грузина так и армяна, кои объявляют намерение свое переселитца в Моздок и просят по недостаткам своим, для переходу чрез горские места, вспомоществования. А по обычаю /л. 132/ здешняго народа, ежели кто чрез кавкаские горы ехать пожелает, то для безопаснаго препровождения в пути нанимают асетинцов, которыя всякаго звания с людей берут с каждой души по десяти рубашек холста, или бязи бурмети выбойки и протчее мелочи; и оное обыкновенно отдаетца егда прибудут к подворью нашему; на которое требуюж от вашего высокоблагородия уведомления ежели кто по вызову и приласканию нашему выезжать будут и станут требовать от нас вспоможения, откуда чинить им вышеписанное удовольствие.

Скрепи: с переводом читал сержант Иван Рычков.

АВПР, ф. 118, oп. 1, за 1762-1772 п., д. 1. лл. 131-132. Заверенная копия с перевода. Подлинника на грузинском языке в деле нет.