№ 127

1801 октября 27. Моздок. Показание Е. Казбекова об обстоятельствах своего пленения чеченцами 14 сентября и выкупа Г. Казбековым.

/л. 115/ 1801 ГОДА, ОКТЯБРЯ 27 ДНЯ ПРИБЫВШЕЙ В МОЗДОК ИС ПЛЕНУ ОТ ЧЕЧЕНЦОВ ГРУЗИНСКОЙ ДВОРЯНИН ЕГОР КАЗБЕКОВ, ПОСЫЛАННОЙ ИЗ МОЗДОКА В ГРУЗИЮ С ПИСЬМАМИ, НЫНЕ ВЫКУПЛЕННОМ ГАВРИЛОМ КАЗБЕКОВЫМ КАКИМ СЛУЧАЕМ ВО ОНОЙ ПОПАЛСЯ И ГДЕ ИМЯННО ПО СИЕ ЧИСЛО НАХОДИЛСЯ, ОБЪЯВИЛ НИЖЕСЛЕДУЮЩЕЕ:

Прошедшаго сентября 14-го числа был послан я с моздокскими жителями новокрещенными из черкес Макаром Васильевым, из асетинцов Егором Батыровым, а всево двумя человеками от господина полковника и моздокскаго коменданта Ивана Макаровича Протопопова с высочайшим повелением и разными письменными делами запечатанными в двух больших кувертах до Казбека. Отсюда проехав Малую Кабарду, покормили лошадей, а потом поехали в ночь; и когда проехали по дороге Владикавказ не более с версту, стала уже утренняя зоря заниматца, увидели впереди себя людей, почему и поскакали на лошадях в сторону к Тереку, где упала подо мною лошадь, и люди набежав на меня, а я выхватив из нагалиц[а] ружье хотел выстрелить, но не мог успеть зделать выстрелу, скричали оные люди, что мы Боруко кабанские черкесы и зачем я хочу стрелять. Но когда уже видя их множество, исплошал по их крику, которые схватя меня и зделали обезоруженным, побежали за моими товарищами, и что уже с ними зделали за отдельностию я видить не мог. А по возвращении оттоль светом привели одного своего человека весьма крепко раненного и тут по собрании усмотрел я, что то были чеченцы 40 человек, в коем числе находилось три ингушевца, которых в скорости скрыли. И от меня отобрали все платье и письма, с которыми я был послан и куда девали уже не знаю, а меня связали и повезли в Чечно в деревню /л. 115об./ Шедаги, а именно [274] Коспалат Догурбегов, Алимурза Догурбегов, Сакал Догурбегов, Альмурза Догурбегов, Кайтуко, Алдигирей и добра (Так в рукописи), а протчих бывших при пленении меня как звать не знаю. И содержался во всю бытность мою в железах в той же деревни. А потом дядя мой дворянин Гаврила Казбеков прислал из Малой Кабарды князя Кончокина с узденем Мисостом Хурсытовым 600 рублей серебром денег и по отдаче упомянутым чеченцам денег, отпустя оные меня, поехал с ним узденем в Малую Кабарду, где случился и дядя мой Гаврила Казбеков, с коим и прибыл я сего числа в Моздок. А отобранные у меня бумаги означенными чеченцами всели приезжавшим напред сего, довыкупки меня, здешним армянином Егором Павловым забраты или куда упоминаемыми чеченцами растеряны, мне уже неизвестно, в чем и объявил по самой справедливости ничего не утаивая. *** (В грузинском написании русские слова с некоторыми искажениями: к сему показанию грузинский дворянин Иагор Казибегов руку приложил)

Помета на л. 115 над текстом: оной приобщить.

ЦГИА ГССР, ф. 1007, оп. 1, д. 121, л. 115-115 об. Подлинник.


Комментарии

Названный Гаврил Казбеков т. е. сын Казбека является, по всей видимости, дедом крупного грузинского беллетриста 2-ой полов. XIX в. Александра Михайловича Казбеги. Он был грузинским дворянином и хевским моуравом т. е. высшим административным лицом в ущельи Хеви. Упоминание его мы встречаем помимо публикуемых и в других документах фонда 1007 ЦГИА ГССР как то: д. 121 за 1801 г. лл. 303, д. 6 за 1774 г. л. 16 и др. Особенно интересно упоминание, «горского старшины Казбека сына ево Гаврила», находившегося в июле 1774 г. в Моздоке (д. 6, л. 16)