№ 5

1725 июня 29. Петербург. Изложение царем Вахтангом VI российским министрам мотивов и целей турецкой экспансии в Закавказье и своего плана противодействия ей.

/л. 426/ Вчерашнего числа вашему сиятельству которые слова мы имели то

донесли. А ваше сиятельство соизволили у нас о тамочном совет спрашивать. А тамочное дело сие есть:

1

Салтан турецкий только з двух сторон от неприятелей к приходу опасение имеет. С единой стороны Белаго моря урумские земли, а с другой стороны Анатолия. А с анатолийской стороны опричь шаха смежности или соседства никово не имеет. А от него, шаха, салтан никакого страха не имел. А когда шах изпровергся, а е. и. в. соизволил намерится с войски своими в те края прибыть, а мы и тамочные християне императорскому величеству приклонились и у салтана о том опасение припало и стал домогатся, чтоб Имеретию, Карталию или Грузию и Кахетскую землю овладеть и Ширван, а дагестанцы его закону, от пего салтана не отбудут и сими странами, горские места и народ Тушети, Глигви, Кисти, Дидо, Зурзуки, Хевсуры, Хеви, Тагаур, Куртаул, Касридвали, Дигори, Басияни, Сванети, Апхази желает всех соединить к себе, а черкесы уже где могут ему противитися. /л. 426об./ И по ту сторону моря, по ево салтанову мнению, дабы ему противника никогоб не было и у морских пристанищ крепости поделать, чтобы ему без опасения быть. А от Кубани до Баки соединить желает и многие прибыточные места останутся без владения и оттого у него интерес и воинские люди умножатся.

2.

А ныне на сие способ и тамочным християном в ползу наш совет сие предлагаем: ежели возможно склонить салтана каким путем ни есть дабы грузинскую землю он уступил, потом надеюся, что ево мнение все минуется и тамочным християном способ будет таким путем, что как я в Грузию прибуду и е. и. в. надежду буду иметь, то Имеретиею что хощу то [106] буду творить. А вышепомянутые горские места обладаю, також и кахетскую землю и по ту сторону лезгинцов во изнеможение приведу. А Армение, что ни прикажем из нашего слова не выступят, також де которые к нашим сторонам кизилбаши послушныж нам будут не без подомнения. А шах Тамаза к себе присовокупим и о тамочном деле сильное старание соизвольте производить; только не чаю дабы волею с сего дела салтан бы з Грузии руку сложил. Разве иным способом, чтоб и другие в том вам помогли.

3.

Второе сие есть, что сей рисунок прелагаю, На сей реке между Чеченя и Казиной деревни един город соизвольте зделать. А мне там быть /л. 427/ и войск об доброе было и всякое исправление мнеб имелось. А от сего сие будет: от Дагистана в Кубань и в Крым человек не может проехать и ни торговые могут же проехать. А от Андреева, которые есть места, что внизу поселены, тех чрез посланое войско возможно в покорство присесть, или оную селидьбу разорить дабы горских людей в поля не впустить. А когда горские люди не будут спущены и от того принуждены будут в покорство прийти. А что вышепомянутые горские люди по сю сторону Сванети, тем главным людям по 5 рублев, а иным по 10 по 20 и по тридцети рублев в жалованье давать. А оне в горских местах где нам будет потребно городы дадут построить. А в них серебреные руды есть и то может человек в дело производить. А которые горские люди жалованные будут, их можно в службу употребить. А когда мое туды прибытие ея величества указом Карталия, Имеретия, Кахети, Армения, кизилбаши увидят, то христиане никто не отвержется от христианства и никто прямо нм не покорится; и всегда будут с ними противитися. Имеретинской и грузинской путь свободен будет к нам приезд и отъезд без помешания.

А Бакишиевич князь черкеский, един их брат при мне есть, а их пять персон и ежели /л. 427об./ им на персону определить по 200 по 150 и по 100 рублев и дворянем кх не по большему числу давать в жалование, а Кази и Канчаве на персону по 150 рублев в жалованиеж определить, то и оне в покорстве прибудут. А потом горских людей и черкес воедино осень соберу и единаго от фамилии моего над ними командою определю и пошлю в Грузию. А грузинцы все к нему придут и зимою турецкое войско не могут прийти, что желаем то и сотворим, понеже в чем мой краткой ум достигнет чаю легко можно зделать и всему исправитель бог. А ежели волн его не будет то ум и старание все туне будет.

4

И ежели шаху споможествовать соизволите из Гилани, иногда зделается, что и тем какой ни есть способ будет, только сие больше не так прилично и для того о сем пространно не написал.

Приписка внизу страницы: «Сообщено сие от принца грузинского Вахтанга июня 29 1725».

АВПР, ф. 110, oп. 1, 17.25, д. 1, ч. 2, ал. 426-427 об. Подлинник.


Комментарии

Названный чертеж Кавказа нами не обнаружен. Но учитывая установившуюся в России традицию бережливого, внимательного отношения ко всякому документу и хорошую сохранность русских архивных фондов, можно надеяться, что чертеж этот сохранился и его еще можно будет обнаружить среди архивных залежей. Одновременно, эта фраза значима для истории грузинской картографии. Она еще одно свидетельство о наличии в Грузии традиции составления географических чертежей, предшествовавшей деятельности выдающегося грузинского географа и картографа Вахушти Багратиони.