№ 17
1733 г. позднее апрели 19 *. Петербург. Выписка, составленная в Коллегии иностранных дел из донесений ген. В. Я. Левашова № 6 за январь-февраль 1733 г. и писем, полученных от царя Вахтанга VI о положении дел в Грузии
(* — Датируется по упоминанию числа в тексте)
/л. 7/ О ГРУЗИИ ИС ПРЕЖНИХ ДОНОШЕНИЙ
Генерал Левашов от 2/ января и 10 февраля 1733 году доносил. Из Грузии приехал в крепость Святаго Креста протопоп, да один знатной человек, служители и обявили, что имеют к царю грузинскому нужные письма и чтоб их с теми письмами в Санкт-Петербурх отправить. Которых он спрашивал уединенно, какие до царя грузинского нужды имеют, [120] и они объявили к царю от знатных письма, а на словах сказали, что край Грузии, близ Кабарды, в крепких местах и в немалом числе деревень и с некоторыми при пушках крепосцами состоящей, еще туркам не поддалися, и турки ныне силою их овладеть не могут, а крепостей добровольно просят. И грузинские знатные правители (Действительности перечисляются ниже не знатные правители, а горские племена — общества) имянуемые кисть (Правильно — кистинцы), разубзюки (Правильно — дзурдзуки), да глеган (Правильно — глигви), да тушеты (Правильно — тушины), да хевсур, да осеты (Правильно — осетины), итого 6 человек со всеми обывателями просят, чтоб приняты были в протекцию и под высокую |л. 7об.| державу е. и. в. и царевич, царя грузинского сын, хотя б в крепость Святаго Креста прислан был, то грузинския народы в великое обнадеживание пришли, и которые места в Грузии еще турки не овладели, оные всякою возможностию еще бы туркам не отдалися и свои места крепко бы держать стали. И по требованию его подали тем местам чертеж, которой при том прислан (Против этой строки на поле стоит N B), и он их в Санкт-Петербурк отправил. И Грузию, за миром с турки, принять в протекцию е. и. в. хотя и не изволит, но чтоб ведать, помянутая часть Грузии в каком положении состоит, усмотри безопастность и не подавая подозрения, пошлет нарочно осмотреть, и прикажет, буде крепкие и надежные места явятца, грузинцов на словах обнадеживать, чтоб туркам не поддавалися для того, что иногда персияне турков из Персии выбьют, то чтоб на первое время грузинцам пристанище было.
/л. 8/ Он же Левашов от «19» февраля доносит: что прислан к нему в крепость Святаго Креста от грузинского князя Барзима (Правильно — Бардзим) с письмом князь Мирвель Туманов ис той части Грузии, которая близ Кабарды состоит и туркам еще не поддалася; помянутой князь Барзим (Правильно — Бардзим), в письме своем о турецких и грузинских делах кратко писал, а сослался на присланного князя Туманна, которой объявил: 1) что солтан турецкой Сурхаю в прошлом и нынешнем году прислал немало денег и приказывал чтоб доставал крепость, в которой живет князь Барзим, [и туркам еще не поддались] дабы х Кабардам очистить свободный путь.
/л. 9об./ 2) ... (Текст опущен нами; В п. 2 повествуется кровавой расправе учиненной турецкими оккупантами (Юсуф пашой) в Кахетии)) После того (убийства царя Кахетии и его приближенных — В. Г.) паша пошел в каханскую (Правильно — Кахетскую) деревню Веджанг (Правильно — Веджини) и оттуда на реку Алазан близи лезгинцев между Кахетом и чарским народом. Где с Сурхаем виделся и произошло было между Сурхаем и пашею несогласие за то, что паша без Сурхая Кахецкого владельца убил /л. 10/ понеже де ему то учинить [121] нелепо было вместе, но потом примирилися и Сурхай от турок всячески опасается.
3) В одной кахецкой в знатной и в крепких местах лежащей многолюдной деревне называемой Кавад (Правильно — Гавази) обыватели уведав, что кахецкой владелец убит ушли в крепкие места. А в ту деревню после их пришли с войском Сурхай и паша и послали к тому месту где грузинцы укрылись чарских лезгинцов для отгону скотины. И грузинцы оставя то место за лезгинцами в погоню загналися; и в то время на оное место напали с войском Сурхай и паша и всех в том месте людей разграбили /л. 10об./ и в полон побрали з 2055 человек; и имеется слух, будто по реке Алазана к грузинской земле все места поручены помянутому Юсуф Паше с войском стоять, а к лезгинской стороне и к горским местам Сурхаю с войском быть приказано.
Генерал Левашов доносит, что вышеупомянутой прибывшей князь Туманов по прошению отпущен в Россию, к царю грузинскому. А к помянутому князю Барзиму и князю Кааше Ариставам (Правильно — Шанше Эриставам) отправил он, генерал Левашов, 2 человек грузинцов: Деметра Ривазова да Ясета Тектуманова с словесным обнадеживанием и послал оным князьям в презент по паре соболей и по сукну, понеже оные князья весь упоминаемой |л. 11| грузинской край содержат. И притом он, Левашов, доносит, что безмерно опасно буде, турки помянутой последней и крепкой Грузии край овладеют, от чего тогда безсомнения чаем о будет оные в Кабардах вступят и до моря доходить старатца станут.
А потом получена реляция к е. и. в. грузинского царя Вахтанга из Москвы от 19 апреля 1733 году, в которой доносит: понеже ныне из Грузии от обретающихся тамо присланы к нему, царю, люди и письма, с |л. 11об.| которых переводы прислал и просит, ради единоверия христианства, ежели случай и возможность допустит, чтоб оных не оставить в призрении, и с каким ему царю ответом их отпустить во отечество свое.
В переводах писем, присланных к царю Вахтангу из Грузии, написано: от католикоса Бесариона: что такой слабости турецкой никто не видал и не слыхал, как ныне, и время Грузию опять завладеть, ежели он, царь, захочет не токмо вновь турками завладенную Грузию, но и в старых границах завладеет, только б выпросил 4 полка, которым обещают свой провиант и чтоб он, царь, с сыном приехал, а ежели сам ехать не |л. 12| изволит, тоб сына конечно прислал в Кавкасию, которая и ныне под владением его, царским, состоит, куда по прибытии и Грузия в его руках станетца.
И когда он, царь, из Москвы отправитца, то б изволил у е. и. в. выпросить животворящий гвоздь господень, как оной взят из Грузии, то Грузия от шатания не успокоилась.
Арагвис Эриставов князь Шаншии, пишет, в вышеписанной же силе, ссылаясь о всем на доношение посланных к нему, царю, протопопа [122] Георгия и князя Джамаспи (Подчеркнуто в рукописи), и чтоб просить ему, царю, с собою 3 полка и бутто от российского генерала, обретающагося в крепости Святаго |л. 12об.| Креста, обещана российскими войсками помощь кахецкому владельцу. И ежели он, царь, прибудет в крепость Святаго Креста, то обещает туда всех своих аманатов привести.
Князь Гиви Амилахоров объявляет свою ему, царю, верность и желает его видеть в Грузии и тогда услугу свою засвидетельствовать кровию своею.
Князь Иосиф Орбелианов пишет, что царство его царя Вахтанга от хищного нахождения неприятелей кавкасийских и от неприятельствующих иноплеменников в конечное прииде раззорение.
АВПР, ф. 110, оп. 1, 1733 г., д. 4, лл. 7-12 об. Подлинник.
Комментарии
Несколько иная редакция этой выписки представлена в этом-же архивном деле на лл. 2-6; на полях вкратце изложены содержания писемь грузинских феодалов: арагвского и ксанского Эриставов, Гиви Амилахвари, Иосифа Орбелиани и каталикоса Бессариона.