46. 1743 г. июня 13 — Донесение Военной коллегии в Сенат об определении сигнахских юзбашей на службу в Армянский эскадрон

Правительствующему сенату [от] Военной коллегии

Доношение

/л. 11/ Понеже в прошлом [1]742-м году декабря 3 дня по резолюции Правительствующаго сената состоявшейся по доношению Военной коллегии велено бывшим в Низовом корпусе в службе и протекции ея императорскаго величества армянам и грузинцом: генералу маеору Ахжакову и подполковнику Рафаилу Кузанову юзбашам и протчим штап, обер и ундер офицером и рядовым ея императорскаго величества жалованье для их ныне в тамошних местах надобности и прежних их ревностных служеб и протчих обстоятелств производить ныне на действително обретающихся в службе ея императорскаго величества по прежним их окладом, почему они получали до учинення в [1]736-м году в Иностранной коллегии и апробованной от бывшего кабинета табели из доходов Астраханской губернии, подлежащих до Штате канторы для того, что по усмотрению Правителствующаго сената по той табели положенным таким малым жалованьем содержать им себя веема невозможно, /л. 11об./ а ундер афицером и рядовым правиант давать против драгун Астраханского гарнизонного драгунского полку на щет той же Штате канторы, а имеющимся ныне в службе ея императорскаго величества армянским юзбашам в каких рангах [187] быть — о том Военной коллегии, разсмотря, со мнением представить Правителствующему сенату и для того з доношения Коллегии иностранных дел и выписки ис прошеней юсбашей сообщены при том копии.

А в прошениях армянской нации сагнатских юзбашей Тархана Исаханова, Атлухана Иванова, Багии Васильева, Григорья Степанова написано: в прошлом де [1]722-м году в пришествие блаженныя и вечно достойныя памяти государя императора Петра Великаго в Низовой корпус, оставя отечество свое и имевшие домы и пажиты, вступили они в российскую службу ревностно и были на всех огненных и ручных против Персицкого и Турецкого государств, а лезгинского владения войск их неприятелских баталиях, не укрывая живота своего, верно и беспорочно, 81 о которой их службе известит находящейся в том корпусе генералитет. /л. 12/ И по той причине знатны и противны стали другим государствам и владениям, почему ныне уже и сообщатца им неможно и просили, чтоб их для многолетного ея императорскаго величества здравия и благополучного государствования и за показанный верныя и беспорочныя службы определить в службу ея императорскаго величества по-прежнему, как они и прежде с командами своими армянского народа служили и сверх того награждение учинить.

А в нынешнем [1]743-м году февраля 28 дня доношением из Московской военной канторы объявлено, что по указу Правительствующаго сената ис канторы велено по доношению сагнатского ханского сына Алтухана Аваханова о даче оному ханскому сыну жалованья, разсмотря, ежели он на место отца ево в службу включен и какой оклад ему учинен, то что ему на жалованье отпустить надлежит по силе Правителствующаго сената декабря 7 дня прошлого [1]742 года определения в стате контору сообщить ведомость, по которой в Статс канторе о даче асигнации учинить по указу и требует Военная кантора, какое оному ханскому сыну жалованье повелено будет производить. А оной ханской сын в Коллегии той просит же, чтоб ему с матерью ево денежное жалованье производить по окладу отца ево годовое по тысячи по двести рублев и для нынешняго ево к службе /л. 12об. / ея императорскаго величества отправления в Кизляр недостаточеством и оплаты долгов на генварскую сего года треть произвесть.

А по справке из Военной коллегии по сообщенной в [1]736-м году из Коллегии иностранных дел о армянах и грузинцах табели показаны им чины и прежние оклады, в том числе юзбашам: первому тысяча рублев, второму — триста шездесят рублев, третьему — семьдесят два рубли, да после главного юзбаши (которой был ханом и жалованье ему было тысяча двести рублев) остался сын с матерью» которому жалованья еще не определено, — того ради по указу ея императорскаго величества Государственная военная коллегия приказали: в Правителствующий сенат подать доношение, в котором написать, что по мнению Военной коллегии надлежит помянутых юсбашей и ханского сына определить в службу ея императорскаго [188] величества в армянской шквадрон и за службы их, особливо ж ханского сына за прежние знатные службы отца ево, — дать им ранги, а имянно: оному ханскому сыну — подполковничей, юсбашам — первому 82 — майорской, другому 83 капитанский, третьему 84 — порутчицкой. Тако ж помянутому ханскому сыну ея императорскаго величества жалованья по силе вышеописанной Правителствующаго сената резолюции производить за службы отца ево, почему оной отец ево главной юсбаша, которой потом был ханом получал болше ж — предать на разсуждение Правителствующаго сената и требовать высокоповелителного указа.

Майя 27 дня 1743 года.

Подлинной за подписанием Военной коллегии

Подканцелярист Иван Волошенин

ЦГВИА, ф. 13, оп. 1/107, д. 49, лл. 12-13. Копия.


Комментарии

81. Здесь допущена фактическая неточность — Степанов Григорий в начале «Персидского похода» русских войск не был в Сигнаках (см. прим. 76).

82. Речь идет о юзбаши Исаханове Тархане (см. прим. 71).

83. Имеется в виду юзбаши Васильев Баги (см. прим. 56).

84. Имеется в виду юзбаши Степанов Григорий Сумбатович (см. прим. 76).