159. 1764 г. апреля 24 — Обсуждение вопроса об Армянском и Армяно-грузинском эскадронах на заседании Военной комиссии

При слушании экстракта (Сверху документа помета: «Выписано из журнала Воинской комиссии, подписанного членами, апреля 24 дня 1764 года»), сочиненного о состоящих в Астраханской губернии при Кизлярской крепости эскадронах армянском и грузинском, — оказались следующия обстоятельства.

Сочинение тех эскадронов начало свое возъимело в царствование покойного государя императора Петра Великаго в 1724 году (В тексте так, должно быть 1722 год) во время предприемлемых намерений о войне с Персиею.

По тем обстоятельствам учреждением оных эскадронов сделан был способ как к привлечению из под Персидской державы тех двух нацей людей в российскую службу, так и для употреблениях против персиян во оную войну. А как тогда завоеваны были персицкия провинции, то с доходов оных те эскадроны и содержаны были.

По возвращении завоеванных персидских провинцей оныя эскадроны были с 1735 году совсем отрешены, но по определению Государственной коллегии иностранных дел, по прошениям служивших в сих тех дву нацей людей велено опять объявленныя эскадроны содержать из штатцких же доходов, но против прежних их окладов с большим уменьшением в том единственном разсуждении, дабы вышедшия из под персидскаго владения и вступившия в российскую службу в оныя эскадроны грузинцы и армяне сохранены от возвращения в персидскую сторону и чтоб за их службу /л. 9об./ во время бывшей с Персиею войны не остались оныя в России без пропитания, — для чего в 1742 году и определено служившим в тех эскадронах всем чинам жалованье производить опять по прежним их окладом, почему оне и до ныне то жалованье получают из штатских доходов, а службы настоящей военной никакой не отправляют, кроме разве употребляются их офицеры в случающияся посылки от тамошних земских правительств, да и отправлять им по своему военному званию настоящие [391] службы никак невозможно, потому что по репортам о состоянии известно, что в обоих тех эскадронах по спискам состоит штап офицеров 4, обер офицеров 25, ундер офицеров 16, а рядовых токмо 5 человек, что разсмотрев и сообразя как напрасную издержку на жалованье из статских доходов тем служащим во оных эскадронах, чтоб кои по молодости лет и своей способности могут отправлять настоящую военную службу в других полевых ея императорскаго величества полках, так и чтоб не лишится пропитания тех, состоящих теперь во оных эскадронах чинов, которыя в них определены по особливым указом за прежния службы и по дряхлости для получения только одного им жалованья вместо пенсии для того, что доныне никому за заслуги пенсии не определялось, и в разсуждении того воинская коммисия определила — взнесть ея императорскому величеству доклад, а в нем всеподданнейше представить. /л. 10/ И комиссия за полезнейшее находит, дабы те оба эскадроны армянской и грузинской совсем ныне отрешить и более их не содержать, для чего и препоручить их ныне разобрать астраханскому губернатору, а ему приказать. 2-е — состоящим теперь в оных эскадронах всем тем чинам, кои по разбору способными найдутся отправлять настоящим образом военную службу, объявить, что оне буде кто пожелает, определились в военную ея императорскаго величества службу в тамошния гарнизонныя баталионы или полевой гусарской полк, в которой особливо положено по новому стату людей вербовать, в тамошних местах как грузинцов, так и других чюжестранных нацей, между которыми и армяне в него поступать имеют. Кто же из оных куда в те службы пожелает, тем туда и отправлены были.

Тех же чинов, кои по его осмотру найдутся совсем к настоящей означенной воинской службе в тамошних эскадронах теперь помещенными состоять для получения вместо пенсии по тамошним окладам жалованья, — тех, оставя при их теперешних жилищах с обнадеживанием, что оне по смерть свою оныя оклады в настоящую им пенсию получить имеют, для чего сочиня об них имянныя списки с показанием кто, когда по каким указам туда на какия оклады из какой службы определены /л. 10об./и где когда каким образом служили — прислать ему те списки в Военную коллегию.

А прежния им денежныя оклады производить из прежней же суммы в настоящую пенсию по день каждаго смерти. По убыли же оных, чтоб более той пенсии никому производимо не было.

Чтоб о убыли каждаго из таковых с оной пенсии он, губернатор, всегда в Военную коллегию репортовал. А тех, которыя на оной пенсии оставлены будут, чтоб употреблять тамошним губернатору и комендантам и во отправление случающейся по их возможностям и характерам службы ея императорскаго величества.

Сколько ж каких чинов из тех эскадронов по таковому разобранию [392] куда исключено и сколько на пенсии оставлено будет астраханскому губернатору немедленно прислать репорты как в Правительствующий сенат, так и в Военную коллегию.

ЦГВИА, ф. 23, оп. 1/121, св. 1, д. 108, лл. 9-10 об. Подлинник.