№ 75

1746 г. марта 27. — Объявление двор. А. Киреева кизлярскому коменданту В. Е. Оболенскому о прибытии в Шемаху шахских войск, об их намерении двинуться на Дербент, о продвижениях османского и крымского войск

В бытность нашу в Аксайской дер. уведомилися мы от владельца Каплана, а оному Каплану объявил дербенской житель Сухан-берды:

1-е. От шаха де персицкова прислано персицкого войска в Шемаху 30 тыс., а при оном командир Амрслан-хан, и оное бутто в скорых числах будет в Дербент 58. А сколь скоро прибудет в Дербент, о том де он, Каплан, хотел уведомить, ибо де от него для разведования об оном способные к тому люди посланы.

2-е. Да он же, Каплан, секретно нам объявил: андреевские де владельцы немало разных подарков к следующему от высочайшаго е. и. в. всепресвятлейшаго двора в Персию российскому послу приуготовили и при том намерены написать доношение, якобы им происходят от бригадира и кизлярскова коменданта кн. Оболенскова обиды и налоги.

3-е. Бывшей де и в Астрахане губ. г-н т. с. Татищев прислал к покойному брату моему Албеку 3 письма, чтоб как возможно над бригадиром и кизлярским комендантом кн. Оболенским присматривать, не берет ли он с кого взятков, и к нему б писать. Токмо де мы, кроме настоящего дела, ничего инаго над ним, бригадиром, приметить не могли, да сего де и делать мы не желаем.

При бытности же нашей во оной деревне прибыл ис Кабарды аксайской житель Алакай-Аджи и сказывал нам, что турецкое войско тою стороною собралось в Персию, а по сю сторону собралось крымское войско ж, при котором войске имеется Калга-Султан, и будут оною стороною к Чечне.

И в бытность же в Кабарде оной Аджи-Алакай известился, что по прибытии от двора е. и. в. Аджи-Гирей к Расланбеку Кайтукину, и промеж собою зделали збор, и согласясь, намерены все переселиться в старые свои места, в Кашкатов.

Да он же, Аджи-Алакай, объявил, что крымский сераскер умер.

К сему объявлению дворянин Александра Киреев подписался (Далее подпись на арабском языке).

ЦГА ДАССР. Ф. 379. Оп. 1. Д. 113. Л. 38. Подлинник.


Комментарии

58. В 1745 г. в Дагестане вновь началось мощное антииранское движение. Горцы одерживали одну победу за другой. Отряд уцмия Ахмед-хана вблизи Дербента наголову разбил шахское войско под командованием Гани-хана. В связи с этим в Дагестан вновь направился сам Надир. Он подверг страшному разорению Южный Дагестан и грозился совершить такое во всей стране гор. Однако горцы не склонили головы перед грозным шахом. Всюду, где появлялись войска шаха, они встречали героическое сопротивление со стороны горских народов. В итоге этой борьбы Надир потерял в Дагестане около половины своего войска (см.: Бутков П. Г. Указ. соч. СПб., 1869. Ч. 2. С. 230). И тем не менее, не оставляя мысли подчинить своей власти Дагестан, он посылал против горцев многочисленную армию, но добиться желаемого так и не смог.