№ 385

1809 г., не ранее мая 17. — Рапорт бакинского коменданта В. А. Репина главнокомандующему на Кавказе А. П. Тормасову о сражении жителей Дербента с кубинским Ших-Али-ханом и мерах по пресечению его дальнейших действий

(Дата установлена по другим документам дела)

Полк. Адриано донес мне:

1) Что 17-го числа сего месяца поутру рано Ших-Али с толпою до 700 чел. конницы и пехоты учинил нападение на дербентский караул, состоящий во 100 чел. под начальством Тагир-бека, брата дербентского м. Алфана-бека, верстах в 6 от города, и была сильная с ним перепалка, в которой ранено дербентцев 13, в том числе и Тагир-бек; лошадей убито 12, ранено 17. Со стороны неприятеля убито на месте 3 чел., а сколько убито и ранено, коих они успели увезти, неизвестно. Хотя же неприятель и был отражен, но, однако, успел захватить рогатого скота 75 штук и 3 лошади, сверх того 1 чел. неизвестно куда пропал.

2) Умершего подполк. Хамбутай-бека, который получал и жалованье, дети прислали к нему, Адриано, сказать, что неприятели грозят напасть и разорить их, если с ними не соединятся, просят в случае нападения на них, помощи. По поводу сему, дабы . Ших-Али не мог усилить свою толпу и более, пребывая в дер. Марате, которая от Самура и Дербента не далее 5-ти агачей, или 35-ти верст, предписал я находящемуся ныне в Кубе с ротою Севастопольского мушкетерского полка м. Рябинину, чтобы он, составя полную роту и взяв пушку, сколько возможно из Кубы козаков, присоединя к сему конницу кубинскую под командою Хамбутая-бек, которому я лично по бытности его у меня о том объявил, следовал на Самур или где удобно будет к дер. Марате, куда командировать под команду его, Рябинина, при расторопном офицере полную же роту при пушке с казаками и дербентцами. Также предписал я дербентскому коменданту, полк. Адриано и чтобы м. Рябинин с ним списался, в какое время он может [289] выступить; Адриано выслать из Дербента отряд, дабы могли соединиться в одно время или, буде удобно, с разных сторон могли атаковать деревню в одно же время, стараясь сделать то врасплох и изнаравливая к свету, и буде если не удастся поймать Ших-Али, то по крайней мере, прогонят его, и тем наведут страх обывателям деревни, чрез что, смотря на то, другие не осмелятся давать и скопищу его пристанища.

Детям умершего подполк. Мамед-бека предписал я дербентскому коменданту объявить, что отряд, составленный против Ших-Али, делается в защищение подданных России, чтобы он не смел никого обижать, и потому-бы они соединились с отрядом, когда оный выступит, и старались бы его захватить, и если окажут в том успех, то будут награждены.

РФ ИИЯЛ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 551. Л. 60. Копия.