№ 383

1809 г. марта 27. — Письмо главнокомандующего на Кавказе И. В. Гудовича старшинам, духовенству и всему Болтокскому обществу 191 об отправлении к ним чиновника для приведения к присяге на верность России

Зная милосердие и человеколюбие моего великого и всемилостивейшего г. и. к тем, кои ищут сильного его покровительства и подданства, я принял с уважением просьбу и желание сего общества, клонящееся к пользе и благоденствию вашему, чтобы вступить в вечное покровительство и подданство Всероссийской империи. А потому, уверив лично в согласии моем на сие присланного от вас Махма-Хасана, я вместе с ним отправляю одного высокоблагородного российского чиновника для приведения вас к присяге на вечную верность подданства е. и. в., моему великому и всемилостивейшему г. и., посылая с ним и пункты, на которых почтенное общество Болтокской области должно обязаться быть верными подданными Всероссийской державе. Пункты сии, по прочтении оных всем обществом, должны быть с согласия почетнейших старшин подписаны и утверждены печатьми, а потом возвращены посылаемому российскому чиновнику для доставления ко мне.

Впрочем, я могу удостоверить сие общество моим словом, что сверх тех выгод, кои оному предоставляются сими пунктами по свободной торговле с Россиею и Грузиею, оно может ожидать еще важнейших для себя польз, если в точности соблюдет свои обязанности и верность к Всероссийской державе.

Пункты:

1) По дороге от Дербента до Баку и по другим местам, Всероссийской империи принадлежащим, отнюдь не делать никаких хищничеств и обид всякого звания людям из подданных российских.

2) Общество болтокских дагестанцев обязывается ответствовать за то, если кто из болтокских жителей будет по дороге от Дербента до Баку чинить воровства, хищничества или разбой, либо наниматься в Ахалцих и в другие места для делания набегов в границы Российской империи. Напротив того, стараться не допущать до сего ветренников, в тому склонных, также и других дагестанцев, как-то: глуходаров, не состоящих в подданстве Всероссийской империи, отнюдь не пропущать чрез свои земли [287] на воровство в границы российские, и тотчас по узнании о какой-либо воровской партии давать знать ближайшему российскому военному начальству.

3) Равномерно обязывается не входить в сношения с неприятелями в России и с ветренным Ших-Али, бывшим ханом дербентским, которому в землях своих не давать убежища и никакой помощи не делать.

4) В присутствии посылаемого туда российского чиновника принять присягу на вечную верность подданства е. и. в. и дать из лучших фамилий в залог верности 2-х аманатов, кои должны будут находиться в Дербенте, получая на содержание из казны е. и. в. по 120 руб. в год, и которые должны будут ответствовать за всякое нарушение обществом Болтокским своих обязанностей. Аманаты сии чрез 4 месяца могут быть переменяемы, лишь бы всегда были из лучших фамилий.

5) Во взаимность же сих обязательств со стороны Болтокского общества, если оные будут в точности исполнены, позволено им будет, как и прочим российским верным подданным, выезжать по торговле в Россию, в Грузию и другие места, Российской империи принадлежащие, и покупать там хлеб, соль и другие потребности, с тем однако же, чтобы каждый из жителей Болтокской области, отправляясь по торговле, имел от общества письменный вид, что он точно болтокский житель и подданный России, с которым бы являлся в ближайшее место, где есть российской военный начальник, для получения билета на свободный и безопасный проезд, без чего оные не будут пропускаемы, дабы ветренные и непослушные не могли воспользоваться выгодами, предоставляемыми Болтокскому обществу.

Наконец, за нарушение сих обязательств все общество обязывается ответствовать и исполнять в точности все требования российского начальства. В противном же случае подвергнется справедливому взысканию.

27 марта 1809 г.

РФ ИИЯЛ. Ф.1. Оп. 1. Д. 551. Л. 48. Копия.


Комментарии

191. АКАК. Т. 3. С. 372, 373.