№ 334

1799 г. августа 1. — Записка Азиатского департамента в Коллегию иностранных дел о рассмотрении вопроса относительно переселения брата Адиль-Гирея Хамзы в Кизляр, выделения ему и его матери земли и назначения жалованья

Командующий Кавказскою дивизиею и линиями г-н ген.-л. и астраханский военный губ. Кнорринг письмом своим к е. с-ву вице-канцлеру гр. Кочубею от 20 июля с. г. у сего в Подлинник.е на выс. усмотрение подносимым, представляет, что покойного владельца шамхала тарковского Муртазалия сын Хамза, выехавший ныне из Тарков в Кизляр к матери своей, имеющей в оном городе свое пребывание и, по силе выс. и. в. указа от 24 октября прошлого 1798 г., получающей от щедрот его на содержание по 1200 руб. в год, имея намерение жить с нею вместе, просил его, ген.-л. о исходатайствовании ему е. и. в. содержания с находящимися при нем 5 чел.; и что как он, ген.-л., суммы у себя на оное не имеет, то и представляет на рассмотрение.

А как в Азиатском КИД департаменте известно, что сей Хамза есть второй брат находящемуся здесь того ж тарковского владельца старшему сыну шамхалу Адиль-Гирею, законному тарковского владения наследнику, который по смерти отца своего, покойного шамхала Муртазалия, когда брат сего отца его Бамат, за малолетством оного наследника, вступил в управление тою областью и себя ее присвоил, а он, шамхал Адиль-Гирей, таким образом лишенный своего наследства, прибегнул под покровительство всероссийского имп. двора. И, оставаясь здесь в прошлом 1797 г., когда от оного дяди его был прислан к выс. двору посланник Омар-бей с прошением о утверждении в шамхальском достоинстве сына его, Мегди, который в оном по выс. соизволению в том же году и утвержден по предварительном здешнего министерства сношении в том достоинстве, ему, Адиль-Гирею, принадлежащем, изустно отозвался д. т. с. Лашкареву, что, находясь под высоким покровительством е. и. в. и в то время, когда сей великий монарх готовит себя к священнейшему коронованию на наследственном своем прародительском престоле, то он, быв им призрен и получа на содержание свое от щедрот его пансион, и сверх того, пользуясь особым от него, в. г., благоволением, не дерзает никак в толь радостном для всех случае беспокоить правом своим к шамхальству высокую его особу и оставляет оное впредь до времени и до особого выс. об нем соизволения в пользу всеобщей радости и благосостояния.

Почему департамент и полагает, что, в рассуждении таковой истинной сего шамхала благонамеренности и приверженности к августейшему престолу и в рассуждении других политических соображений, по справедливости кажется, не только можно, дав убежище оному Хамзе, брату ево, по его желанию в Кизляре, какое дано и матери его, определить ему на содержание по 100 руб. на месяц, позволяя жить с матерью, но из уважения к означенному шемхалу Адиль-Гирею, законному Тарковской области наследнику, здесь находящемуся и толикую приверженность к престолу е. в. оказавшему, не излишне было б отвесть оному брату его Хамзе в собственность, обще с матерью, несколько десятин пустопорожней земли в Кизлярском уезде по р. Тереку по его выбору, чтоб и другие, из тамошних дагестанских подданных к ним приверженные, узнав о таковой всемилостивейше пожалованной им собственности, могли от времени до времени выезжать к ним, яко к законным своим владельцам, и добровольно селиться на готовой земле, и тем, неприметно заграждая путь своевольству смежных с тем краем обитателей одного с ними закона, которые иногда [247] на оный делают набеги, утверждать общее спокойствие и безопасность россиян, от Терека ближе к Кизляру жительствующих.

О чем департамент по долгу своему представляет высокому министру на рассмотрение.

Августа 1 дня 1799 г.

АВПР. Ф. 77. Оп. 77/6. 1791-1800 гг. Д. 472. Л. 275, 278. Копия.