№ 291

1788 г. февраля 17. — Рапорт командующего Кубанским и Кавказским корпусами генерал-анш. П. А. Текелли президенту Военной коллегии Г. А. Потемкину об оказанной шамхалом Баматом военной помощи Фетали-хану дербентскому в его борьбе с аварским Ума-ханом и уведомление Бамата о выполнении всех его просьб

Тарковской шамхал прислал ко мне своего везиря Лаварслана с письмами, в коих изъявляет желание получить выс. е. и. в. знаки без замедления, о состоянии коих здесь, будучи известен, сказанной Лаварслан, по повелению шамхала, уведомил меня словесно, что Ума-хан аварской, соединясь с войсками шушинскими и умножив чрез сие свои силы до 20тыс., ополчился против Фетали-хана и осадил гор. Аксу; шамхал, известясь о сем предприятии, послал дербентскому хану вспомогательные войски под начальством своего сына, которой, встретив аварцов, разбил их, и сим поражением принудил Ума-хана возвратиться в Карабах, где он и расположился зимовать, примирясь с дербентским ханом. Примирение ж сие почитает он, Лаварслан, не искренным, а только отложением военных действий до наступающей весны.

При чем доставил он, Лаварслан, 2 конверта, изъясняя, что первое на всевыс. е. и. в. имя, а второе к в. светл., которые я из дошедшего ко мне перевод при сем к в. светл. представить честь имею. И приемлю смелость донести, что из речей присланного заметить мог я, что оне вообще в получении сего выс. благоволения отчаиваются. И по материи разговоров давал разуметь Лаварслан, что сам шамхал не получением доныне знаков причиною. Причем, Лаварслан именем шамхала объявил, что со временем, когда нужность настоять будет к пресечению пути туркам при случае их похода с Анадолии к закубанцам, потребно нашего войска один пехотный полк с несколькими орудиями, изъявляя, якобы грузинской царь Ираклий с областию его предался туркам. На что ответствовал я, что до сего у нас о сем неизвестно было.

Шамхал просил меня о выдаче подданного персидского, именем Аскера, которой, взяв у персианина Мурата для сохранения деньги и вещи, бежал из Персии в Астрахань. Я предписал доставить сего Аскера в Кизляр для изобличения и улики в сделанной ему доверенности, а в случае его отпирательства, отправить не оставлю по требованию к шамхалу, для такового ж к Фетали-хану к разбирательству, где находятся и свидетели; и по окончании сего дела, обещается шамхал возвратить Аскера безвредно. Шамхал просил также меня особливым письмом позволения искупить ему [в] здешних подгорных местах до 400 кобылиц, в сходственность коей просьбы сделал я предписание чинить в том вспомоществование.

Я, сделавши присланному от шамхала надлежащей прием и при возвращении по возможности снабдить подарками, писал к шамхалу, доверяя в бессумненном получении ему предопределенного и что требования его, яко соподданника, не только исполнить теперь, но и навсегда сохранить того не премину, и письма, от него доставленные, поднесены к в. светл.

Ген. Петр Текелли

Февраля 17 дня 1788 г. Георгиевск.

ЦГВИА. Ф. 52. Оп. 194. Д. 481. Л. 59, 60. Подлинник.