№ 233

1782 г. ноября 1. — Рапорт кизлярского коменданта А. М. Куроедова астраханскому губернатору М. М. Жукову о происках Порты и об отказе Фетали-хана дербентского изменить России

Посланной от меня в Персию Аджи Мурза Керакозов, возвратясь донес, что дербентского Фетали-хана секретарь Мурза Раим секретно ему объявил:

Назад тому 4-й месяц Отаманской Порты арзюлюмской паша с письмом и знатной суммой, состоящей в червонцах, прислал посланника к Фетали-хану в Шеку. И, по небытности ево там, шекинский хан прислал нарочного от себя в Дербент к Фетали-хану человека со объявлением — прикажет ли он, Фетали-хан, к себе того посланника с письмами и следующими к нему подарками прислать. А требование де состоит в том, чтоб Фетали-хан, со всеми ему подвластными ханами и народом оставили свою верность к Российской империи, а имели б по связи магометанского закона свое усердие и верность к Отаманской Порте, обнадеживая при том ево и протчих ханов особливою солтанскою милостию. Но он, Фетали-хан, как посланца к себе допустить не приказал, так писем и подарков не принял. И с тем присланного от шекинского хана человека отправил с приказанием таковым шекинскому хану, чтоб он присланного от паши посланника со всем отправил обратно, объявя ему при том, что он, Фетали-хан, навсегда предан со всеми подвластными своими всевыс. российскому двору и доволен всевыс. е. и. в. монаршею милостию, следственно де своей верности оставить не могут и другова покровительства искать ни от ково ни будут. А на другой денлэ и сам Фетали-хан ему, Керякозову, самое то подтвердил.

Что донеся, употреблю всевозможные способы о узнании о всем точнее. А каковые сведения получать буду, и в. пр. без донесения не оставлю.

Помета: На Подлинник.е подписано: Брегадир А. Куроедов. В 1-й день ноября 1782 г.

ЦГВИА. Ф. 52. Оп. 194. Д. 263. Л. 75. Копия.