№ 229

1782 г. июля 31. — Договор между владетелями Засулакской Кумыкии и жителями Андреевского, Аксаевского и Костековского владений по вопросам взимания податей, подчинения чиркеевцев андреевским владетелям и др.

1782 г. июля 31 дня.

В Кизляре в присутствии кизлярского коменданта г-на бригадира и кавалера Алексея Матвеевича Куроедова андреевские и костековские владельцы, андреевские уздени и народ, а равно и чиркеевские старшины и народ же в подтверждение обязательства от андреевских и костековского владельцев и узденей, учиненного в прошлом 1781 г. генваря 28 дня, ныне вновь следующее к тому вводят, добровольно согласясь между собой.

1-е

Из владельцев никому в степи в коши не выезжать, а кто тому противно поступит, подвержен платить в штраф 50 руб.

2-е

Из владельцев узденей и холопьев, кто насильством отымет у баранщиков барана, за то в штраф платить одного быка.

3-е

Из владельцев или узденей, или из других, кто означится выезжим на воровство и будет убитым, крови не взыскивать.

4-е

Владельцы, обыкновенно приласкивая к себе узденей, дают им лошадь и протчей прибор, а как уже владельцы помрут, после ево наследникам быть себе узденьями не принуждать и подаренного от их предков не отнимать, разве снова, чем такого наградить, и тем к себе присвоит. Когда же давать награждения не похочет, тот, не получающей, волен отойтить к владельцу другому.

5-е

Владельцы между собой в чем-либо иметь будут распри и друг на друга претензии предлагать те своим кадыям, и как кадыи положат, на том и основываться и мириться.

6-е

Владельцам, как положено, весною далее одного барашка, а осенью далее одного барана не брать, будучи хотя на пашнях, сенокосах или и иначе на степях, под опасением того, как в первом отделении сказано.

7-е

Кто кого до смерти убьет, либо у холопа совершенного возраста девицу увезет, либо в воровстве будет обличен, сего духовному суду не судить. Кроме же сего дела, разбирать духовности, паче после умерших в оставших имениях. [172]

8-е

От кого будет отпущен кто из холопьев на волю, где сам жить пожелает, то на ево есть воле.

9-е

Кто из узденей или холопьев пропадет и сыщется до приема, кто причиною в том ево пропадении, тот должен, где б оной пропавший ни был, достать по-прежнему в свое место, и сверх в штраф 50 руб. заплатить.

10-е

От кого б то ни было ежели бегут холопья мужеска или женска пола и к кому пристанут, тем возвращать по-прежнему их хозяину в их власть, что хотят с ними, холопьями, и делают, или хотя и в другое место продадут, и ни во что хозяев и холопьев междоусобное не мешаться.

11-е

У кого что-либо пропадет, и сомнительство во отыскании тово на кого будет полагаться, а тот, у кого пропало, к сумнительному пожелает взойти и обыскать пропавшее, а тот сумнительной не допустит, почитать его за сущего пропавшему вора.

12-е

Кто бы таков сему, яко обществу полезному положению, явился противником, того в свою собратию не щитать, а естли будет из владельцев, к нему в узденья никому не ходить, и его собственным ходопьям не раболепствовать, и никак за владельца не почитать. А кто бы напротив пойдет в узденья ко оному, брать в штраф по одному быку.

13-е

При всем том чиркеевцам, как старшинам, так и народу, быть в повиновении у андреевских владельцов ни как инак, а так, как и предки их находились — положенные подати платить, как искони опрделено. И никак тому не противиться под опасением чувствительного штрафа. Напротиву же того и владельцам так содержать, так как предки их содержали, и брать подати те, какие искони определены, а далее ни под каким видом не отягощать и не теснить под опасением всего от них потребного лишения и взыскания, как от кизлярского коменданта будет определено.

Сие ж все содержать свято и нерушимо, что и утверждаем присягою, прилагая чернильные свои печати и пальцами знаки, да и подписываем.

В прибавление

14-е

Всем чиркеевским старшинам и народу следующие владельцам андреевские подати, как в 13-м отделении сказано, платить от начала нынешнего года, а за прошедшие года никакому тем платежу не быть, и владельцам не взыскивать. А следовательно, и чиркеевским старшинам с народом с владельцов андреевских своих претензий, каковы от прошлых лет на них состоят, не~ взыскивать же. Что также утверждаем, как бы и протчие установлении, как в 13-м отделении значит.

Темир Хамзин (эндиреевский)
Муртазали Чопанов
Хамза Алишев (костековский)
Али-Солтан Касбулатов
Арслангирей Булатов
Айдемир Палавов (чиркейский)
Герей-Магомед Исаев (чиркейский)

ЦГА ДАССР. Ф. 379. Оп. 1. Д. 1183. Л. 52, 55. Перевод с араб.