№ 209

1775 г. января 12. — Рапорт кизлярского коменданта И. И. Штендера командующему войсками И. Ф. де Медему о разногласиях между владетелями Дагестана

В. высокопр., подношу при сем выписку, выбранную по делам здесь в Секретной иностранной экспедиции о состоящих претензиях на тарковском шемхале, кубинском Фетали-хане, на хайдацком уцмие и женгутайском владельце Али-Солтане. А при том имею честь донесть; во все время продолжения с турками войны, как и в. высокопр. известно ис подносимых от меня и от моих предместников при рапортах от разведателей доездов, тарковской шемхал Муртазали и Фетали-хан оказывали себя к России доброжелательными и всегда придерживались здешней стороны, и оба они состоят в одном согласии, друг другу вспомоществуют. [154] Однако при всем оном ими оказываемом доброжелательстве происходило у них несогласие с казыкумыцким и аварским ханами, хайдакским уцмием, бывшим казанышевским владельцем Тисис-Баматом и женгутейским Али-Солтаном. Всегда в здешней стороне домогались, чтоб России поданных кумык не допустить в совокупление к восстающей против их партии, как из них за обиды шемхалом, андреевцы и костековцы, а потому и аксаевцы старались ему мстить и еще своего родственника Тисис-Бамата возвесть на его место. А другая с казикумыцким ханом партия состоят во обществе. И стараютца одне других привесть в бессилие, лишить достоинства, за чем и последние не могли к России во все время продолжения войны явной оказать противности, кроме уцмием удержания профессора Гмелина и купецких товаров, хотя казыкумыцкий хан с протчими от ево племянника Аджи-Гирея, находившегося в Ахалцыхе, по повелению турецкого султана и соглашаем к тому был, опасаясь от противной себе стороны чрез то своему владению разорения, на все предложения не соглашался. Старались все одна против другой парти усилитца, что между ими и ныне продолжаетца.

При всем том примечательно, естли б которой из них сторона во время продолжения войны усилилась или вообще взошли в согласие, то по поощрению от турецкой [стороны] Порты и по ревности к своим однозаконцам, а по ненависти христианам, чаятельно б не оставили вступить против здешней стороны на противности. Зачем на всех наших в доверенности полагатца сумнительно. Ис коих только может быть вернее к России — Фетали-хан, как он и в законе магометанском особой от них есть секты.

В протчем о всех между ими происхождениях и в. высокопр. есть небезызвестно.

ЦГА ДАССР. Ф. 379. Оп. 1. Д. 987. Л. 4. Запись в журн.