№ 114

1763 г. марта 15. — Рапорт двор. А. Брагунского из Тарков кизлярскому коменданту А. А. Ступишину о междоусобной борьбе в шамхальстве, военном столкновении Керим-хана и Ахмат-шаха

В. пр., в покорности моей доношу, в команде моей состоит все благополучно. И в силе наставления от в. пр. требовал я у шефхала Тишис-Бамата разграбленного товара Ситникова, и на оное мне объявил, что когда генерал прибудет в Костек, тогда я сам свижусь, а ныне нечем платить, понеже скотина худая, а ежели скотина отъестся, то нынешней весною платить готовы будем.

И м. Абакума Белебекова человека хотя и послали было и в репорте писали, токмо поопасались повести, и опять оставили в Тарках. И которое письма от в. пр. послано было Тарковскому шефхалу Тишис-Бамату, и оное письмо Устар-хан читал, при том были кубденские и карабудакантские и арпелинские старшины. И на то письмо как Устар-хан, так и кубденцы и карабудакенские и арпелинские старшины все одногласно сказали: готовы мы верно служить Бамату, в том и присягали ему верностию служить. Тако ж прежде бывшей шефхал Муртазали на Тарки с войском не бывал, токмо отложил до праздника байрама, тако ж к Бамату, которые на споможение прибыли было, токмо в свои домы все возвратились.

Уведомился я чрез тарковскаго жителя Кебек Ачия, якобы бывший шефхал Муртазали аварскаго князя просит, чтоб смирить с шевхалом Баматом, но токмо аварский князь ему на то объявил, что я один этого дела не могу изделать, а ныне аварской князь в Казанищи приехал.

Уведомился же я чрез тарковскаго жителя Кебек Ачия, якобы выехал из персидских земель Керем-хан с великим войском и завоевал Тавриз, потом выехал из Ахфы Ахмат-шах с своим войском на земли Керем-хана, а Керем-хан уведомился чрез своих людей, тако ж и он выехал из Тавриза возвратно своим войском в свои жилища насупротив Ахмат-шаха.

Тако ж в. пр. в покорности моей доношу, шефхал Тишис-Бамат в Казаныщах житма живет, а в Тарках приедет — более трех или двух дней не живет, и нас одних покидает, а без него мы очень опасаемся. Да еще в разговорах с Тарковскими стариками, и они нам сами объявляют, что ежели тавлинцы придут, то вас ди прежде возьмут. Тако ж от турецких и от грузинских стран известия никаких нет, и об оном в. пр. в покорности моей доношу.

К сему репорту вместо дворянина Андрея Брагунского, по ево велению, казак Василий Киреев руку приложил.

Месяца марта 15-го 1763-го года.

ЦГА ДАССР. Ф. 379. Оп. 1. Д. 546. Л. 102, 103. Подлинник.