№ 2

1719 г. апреля 20. — Из донесения астраханского губернатора А. П. Волынского 2 в Коллегию иностранных дел о привлечении шамхала Адиль-Гирея на сторону России.

[…] (Опущены сведения, не имеющие отношения к теме). Кумыцкой народ, хотя и под персидскою протекциею 3, однако ж надеются, ежели приложить труд, то будет доброжелательнее к стороне е. ц. в., а между их народом великую силу имеет владелец тарковский Алди-Гирей, который хотя был прежде от наших управителей пограничных и недоволен, однакож в мою бытность в Персии и в Астрахани по письмам моим показывал некоторые верности как в проезде Андрияна Лопухина 4, так и в протчем, а, по моему мнению, для склонности того народа и для иных факцей оной бы был не безпотребен. Ежели изволите его удовольствовать и дать ему для охранения Тарков одну роту солдат, о чем он сам просит, также и жалованья ему денежного и хлебного прибавить. […](Опущены сведения, не имеющие отношения к теме) Резолюция: Кого из них взять под протекцию и какими людьми и скольким числом оных удовольствовать и, ежели тут потребно и возможно будет, построить фортецу, то о месте по возможности писать. Будучи ему тамо, видетца с Алди-Гиреем и з другими владельцы, и со оными по своему разсмотрению иметь разговор и писать о том, приложа свое мнение. (А что Алди-Гирей писал ко двору е. ц. в. и какой ответ к нему послан, то ему, г-ну губернатору, сообщаетца), також и о других владельцах, какая со оными была корешпонденция, иметь известие.

Сие донесение слушали: государственный канцлер и подканцлер, д. т. с. и камергер Петр Андреевич Толстой.

ЦГАДА: Ф. 77. Оп. 6. 1719 г. Д. 5. Л. 2, 3. Копия.


Комментарии

2. А. П. Волынский (1689-1740) — видный государственный деятель. В начале XVIII в. возглавлял посольства в Иране, одновременно собирал сведения об общественно-политическом положении владений Кавказа (см.: журнал посланника Волынского 1715-1718 гг. // Зевакин Е. Азербайджан в начале XVIII в. Баку, 1929). В 1719-1724 гг. — астраханский губернатор, активно содействовал организации похода Петра I в Прикаспий. С 1738 г. — кабинет-министр. Волынский в 1740 г. стал жертвой интриг Э. Бирона и А. И. Остермана, был обвинен в измене и казнен (См.: Очерки истории СССР: XVIII в. Вторая четверть. М., 1957. С. 260; Лебедев В. И. Посольство Артемия Волынского в Персию // Изв. АН СССР. Сер. ист. 1948. Т. 5. № 6).

3. Это утверждение А. П. Волынского нельзя понимать буквально. Кумыкские владения, так же как и другие государственные объединения Дагестана, не находились в протекции Персии. С целью привлечь владетелей Дагестана на свою сторону шахи выдавали им денежные субсидии. Английский путешественник Д. Ханвей утверждает, что «шах Аббас II, вступив на престол, заключил с ними (горцами Дагестана. — В. Г.) соглашение, обещав выплачивать ежегодно в виде субсидий определенную сумму каждому хану. А каждый из них обязался посылать к шаху представителей с подарками: две телячьи кожи и две кожи ягненка в знак признания его власти…» (Hanway J. An Historical Account of the British Trade over the Caspian Sea. L., 1754. Vol. 6. P. 161.). В 1717 г. шамхал Адиль-Гирей в письме к Петру I писал: за то, что «отложился и к вам, российскому государю, поддался и службу принял… шах, озлобясь на меня, прежде бывшее нам старинное жалованье, которого давано мне по 2000 тумень тевриских денег, отнял и давать нам не велел» (РДО. С. 226).

4. А. И. Лопухин, лейт. — близкий родственник первой жены Петра I, участник посольства А. П. Волынского, был отправлен сухим путем через Дагестан в Россию. В пути следования вел журнал, который опубликован. См.: История, география и этнография Дагестана: Сб. материалов. М., 1958. С. 6-58.