122

1709 г. июня 21 — Устное донесение Минаса вардапета в Посольский Приказ

/л. 47/ 1709-го июня в 21 день. В государственном Посольском приказе дьяку Михайлу Родостамову и секретарю Василью Степанову курфистра [П]фальцкого присланного Исраиля Ория (которой с Москвы отпущен в Персиду) товарыщ ево, духовная особа, Минас вартапед, предлагал словесно. Товарыщ де ево, Исраиль Орий, а при нем и он, вартапед, в каком состоянии и в делех на Москве обретаютца и каким образом Исраиль Орий в Персиду отпущен, о-том о всем по доношению из государственного Посольского приказу великому государю, его царскому величеству, известно. А в нынешнем де /л. 47об./ 1709-м году генваря в последних числах, в небытии Исраиля Ори на Москве, армянин Иванес, которой ныне отпущен с Москвы в Перейду, будучи у ворот Посольского двора, имея на него вартапеда, злобу (за то что он по належащему своему духовному чину говорил ему, Иванесу, с великим прещением, дабы он с армянином же Кугасом, которой по ево, Иванесову, челобитью в ыску ево будто в краже часов и иных вещей, держан был в Посольском приказе в заключении, помирился, того ради, что он, Иванес, в том иску бил челом на него напрасно, а он, Кугас, в том невинен) и бранил ево. вартапеда, всякою неподобною /л. 48/ бранию по армянски. И при той брани говорил — называютца де они, Исраиль Орий и вартапед, посланниками, а они де не посланники — лазутчики, и в Персиду Исраиль Орий поехал лазутчиком, а славу пустил бутто посланник, чтоб учинить Персицкому государству разорение. А ево, де, вартапеда, он, Исраил, оставил на Москве для вестей, а не для какова дела. И те ево, Иванесовы слова слышал и он, вартапед, [287] сам сверху с перил, которые над воротами того Посольского двора, да армяня Сафар Багдасаров да Казыкерменского взятья Петр Новокрещеной, да Посольского приказу толмач Мирон Мустофин, которые у тех ворот были. И чтоб великий государь пожаловал /л. 48об./ Исраиля Ория w ево, вартапеда, указал того армянина в Казани или в Астрахани задержать, а в Персиду не отпускать до того времени, покамест Исраиль Орий ис Персиды в Росийское государство выедет, дабы он, Иванес, в бытность ево, Исраелеву в Персиде, какова бедства ему и в настоящих делах повреждения не учинил и о том бы послать ево, великого государя грамоты в Казань и в Астрахань к воеводам наскоро. А до сего де времени он, вартапед, на него, Иванеса, о тех словах не доносил для того, что он, Иванес, с Москвы нынешняго году ехать не хотел, а он вартапед, ожидал приезду Исраиля Ория, которой бы мог удобнее его царскому величеству челобитие свое на того армянина на письме принесть. А прозванием де тот армянин Иванес словет Аветов. ***.

/л. 49/ 1709-го июня в 27 день. По указу великого государя царя и великого князя Петра Алексеевича [Т.] постельничей и кавалер граф Гавриил Иванович Головкин да тайной секретарь Петр Павлович Шафиров с товарыщи слушав доношения Минаса вартапеда приказали послать его, великого государя грамоты в Казань и в Астрахань ко ближнему окольничему и воеводе Петру Матвеевичу /л. 49об./ Опраксину 64, велеть армянина Иванеса Аветова задержать в Казани или в Астрахани и ис тех городов в Персиду ди его, великого государя, указу не отпускать.

Диак Михайло Родосгамов.

/л. 50/ Помета: И по вышеписанному великого государя указу его, великого государя, грамоты в Казань и в Астрахань посланы.

ЦГАДА, ф. 100, 1707-1711 гг., д. 1, лл. 47-50. Подлинник.


Комментарии

64. Апраксин, Петр Матвеевич, президент коммерц-коллегии, казанский губернатор: Участвовал в войне со шведами (1700-1705), в 1708 г. склонил калмыцкого хана Аюку (о нем см. прим. 72) к подданству России. В том же году назначен казанским губернатором и в бытность им оказал большую услугу Петру 1 в скорой доставке корабельных лесов, постройке судов на Волге, доставке лошадей для кавалерии и др.

В 1718 г. был членом верховного суда и подписал смертный приговор царевичу Алексею. С 1722 г. был президентом юстиц-коллегии, умер в 1727 году.