ПРИЕМ ПОСЛОВ: КАХЕТИНСКИХ, КНЯЗЯ “ИВАНА ГРИГОРЬЕВА” И АРХИМАНДРИТА ПАХОМИЯ, И ИМЕРЕТИНСКИХ, ИЕРОМОНАХА ВАСИЛИЯ И БЕЛЬЦА ДАВИДА, В ПОСОЛЬСКОМ ПРИКАЗЕ, У НАЧАЛЬНИКА ПРИКАЗА ДУМНОГО ДЬЯКА МИХАИЛА ВОЛОШЕНИНОВА
1649 ГОДА 13 АВГУСТА
157 г. августа в 13 день г. ц. и в. к. А. М. в. Р. с. указал быть у себя государя на дворе на приезде грузинские земли Теймураза царя послом князю Ивану да архимариту Пахомью, да меретинские земли Александра царя послом черному попу Василью да товарыщу его Давиду. А наперед они были в посолском приказе у думного дьяка у Михаила Волошенинова.
А как послы вошли в посольскую палату, и думной диак спросил послов о здоровье и велел им сесть. И спрашивал послов, с чем к в. г. ц. и в. к. А. М. в. Р. с. к е. ц-ому в-ву грузинской Теймураз царь и меретинской Александр царь их послов своих прислали, и словесной приказ с ними от Теймураза царя и от Александра царя есть ли.
И грузинские послы князь Иван и архимарит Пахомей говорили: прислал их ко г. ц. и в.к. А. М. в. Р. с. к е. ц-ому в-ву Теймураз царь бити челом о делех, а о чем, и то писано в его Теймураза царя в грамоте. Да с ними ж де Теймураз царь приказывал словесно. Прежде сего предки их грузинские цари учинились у великих государей царей и великих князей московских в холопстве. А потом де и он Теймураз царь блаженные памяти у в. г. ц. и в. к. М. Ф. в. Р. с. учинился у него государя в вечном холопстве и был при его государской милости неотступно. А после де того посылал к нему великому государю к е. ц-ому в-ву посла своего Григорья азнаура. И великий государь е. ц-ое в-во с тем ево послом послал к нему Теймуразу царю свое государское жалованье многое и то потонуло на [160] море, а что потонуло, и то все выбрано. И шемахинской де хан и дербенской салтан то все поимали, а ему де тово государева жалованья не дали. И сказывали то по писму.
И думной диак послом говорил, чтоб они теперво объявили на коротких словах, о чем с ними от Теймураза царя наказано, и писмо велит перевести после того, как они будут у государя.
И послы сказали: прислал де их Теймураз царь к великому государю к е. ц-ому в-ву бити челом.
Первое о том: Наперед до сего писал он Теймураз царь к великому государю к е. ц-ому в-ву, что он пошлет к нему государю сына своего Давыда. И в воинское де время того сына ево Давыда царевича убили шаховы люди. А после де его остались у него Теймураза царя внучата, а того сына его Давыда дети, 3 сына: первой Ларсан десяти лет, другой — Миколай осми лет, третей Юрьи четырех лет. А ныне де он Юрьи в искусе, потому что быть ему во иноцех. И Теймураз де царь хочет послати к великому государю к е. ц-ому в-ву внука своего Микалая. А о том де велел ему государю обявить, будет ему великому государю тот его внук годен, и ц-ое б в-во пожаловал, велел по него прислать своих людей.
Второе: Теймураз же де царь велел бити челом государю, что он от шаха персидского из своей земли вон изгнан и ныне живет у зятя своего у башачинского царя Александра, меретинской он же. И чтоб великий государь е. ц-ое в-во пожаловал, велел к нему Теймуразу царю прислати на помочь своих государевых ратных людей, с кем бы ему было государство свое очистить.
Третье: Чтоб великий государь е. ц-ое в-во пожаловал, велел послати свою государеву грамоту к шаху персидскому, чтоб он государства его грузинские земли воеват не велел. А только де от него великого государя к нему Теймуразу царю милости, и помочи, и призренья не будет, и им де от шаховы войны и всем быть в разоренье и в бусурманстве.
4-е о том: Теймураз же де царь прислал от себя в дарех ко государине царевне и великой княжне Татьяне Михайловне крест, да перстень, да серги лалы.
Да им же де послом Теймураз царь велел бити челом [161] царскому величеству о том, чтоб он великий государь своею государскою милостью его забвенна учинить не велел, и велел бы к нему прислати свое государево жалованье. И изволил бы государь прислати к нему посла своего, чтоб видев его царскую неизреченную милость, и досталные от войны врознь не розбрелись. А он де Теймураз царь в его государской воле завсегда быть готов и во всем надежен на его государскую милость. А окроме его великого государя от иного ни от кого помощи он не имеет.
Грузинские ж послы допрашиваны, сколко у Теймураза царя ныне ратных людей. И послы сказали: ныне осталось у царя их ратных людей с 10.000 человек.
А меретинские земли Александра царя послы черной поп Василей да товарыщ его Давыд сказали: прислал де их ко г. ц. и в. к. А. М. в. Р. царь Александр с грамотою. Да он же велел ему великому государю бити челом о том, что де их со всех сторон одолели бусурманы, и чтоб великий государь е. ц-ое, в-во его Александра царя пожаловал, велел ему быти под своею царскою высокою рукою в вечном холопстве.
Да Александр же де царь велел им бити челом ц-ому в-ву о том, что наперед сего Дидианской царь был с ними в одной вере и под его рукою. А ныне де отстал и учинился в подданстве у персидцкого шаха и с ним ссылеатца и помочи просит, а хочет их землю разорить. И великий б государь е. ц-ое в-во пожаловал, велел ему на того Дидианского царя ратными людьми помочь учинить.
Да царь же де велел бити челом ц-ому в-ву, чтоб государь пожаловал, велел ему дати свою государеву жалованную грамоту против грузинского царя.
И думный диак, выслушав у послов речи, сказал им, что он речи их донесет до великого государя до е. ц-ого в-ва. А тем послам велел дожидатца государева выходу в посольском приказе, а сам пошол ко государю в верх.
(Дела Грузинские 1649 г., № 3, лл. 27-32).