92. 1697 г. январь 31 — февраль 2. — Приезд в Москву армянских, купцов Багдасара Григорьева, Аветика Петрова с товарищами и о разрешении им выехать через Новгород в Швецию.

/л. 1/ Великому государю, царю и великому князю Петру Алексеевичю (т.) бьют челом Шаховы области торговые армяня, кунпапнейской товарищ Багдасарко Григорьев с сынишком Гришкою, Аритунко Григорьев з братом, Калюцком, Стенка Бабужанов з братом Атамханком.

В нынешнем, государь, в 205-м году приехали мы, армяня из-за мори чрез Астрахань к Москве с товарами своими, с шелком сырцом и с ыными розными персицкими товары, и те свои товары в Московской большой таможне объявили и в книги записали, и твои, великого государя, московские и новгороцкие пошлины и провоз заплатили все сполна и выпись ис таможни за таможенною печатью и за рукою гостя нам, армяном дана.

Милосердый великий государь, царь и великий князь Петр Алексеевич (т.) пожалуй нас, армян, ш своему, великого государя, указу и по жалованной грамоте и по договорной записи, вели, государь, нас отпустить с Москвы нынешним зимним путем чрез Великий Новгород за свейской рубеж на Муравинское село и дать под нас и под товары наши и под челядников так же и под рухледь, и под платье, и под харчи и под запас по договору по пяти пуд ото ста пуд товаров ямские подводы и прогонные деньги и провожатых стрельцов, что б против договору нашего ничем отгонимо не было, и проезжую грамоту, а я, Аритунко остаюся на Москве для платежу пошлин, а товары свои отпускаю з братом своим Калюцком, а заплатя пошлины и я, Аритунко поеду с Москвы чрез Великий Новгород. А челядников у нас армян шесть человек, а у меня, Аритунка остаютца со мною два человека. Великий государь, смилуйся пожалуй. [238]

На л. 1 об. помета: 206-го, февраля в 2 день, выписать.

/л. 2/ Великому государю, царю и великому князю Петру Алексеевичю (т.) бьет челом Шаховой области торговые армяня кампанейские товарыщи Аветик Петров с товарыщем Гришкою Арастакесовым, Маиацаканко Григорьев с сыном Манаскою, Барумко Семенов с сыном Аванискою да с товарыщем Аванискою ж Мелекседековым, Агазарко Григорьев.

В нынешнем, государь, в 205-м году приехали мы, армяня из персицкие земли чрез Астрахань к Москве с товары своими с сырцом шолком и с ыными ровными персицкими товары. И те свои товары в Большой таможне явили и в книги записали. И с тех своих товаров пошлин московские и новгорацкие и провозные деньги в Большой московской таможне заплатили сполна и даны нам, армяном выписи за таможенною печатью и за гостиною рукою.

Милосердый, великий государь, царь и великий князь Петр Алексеевич (т.), пожалуй нас, армян, по своему, великого государя, указу и по жалованной грамоте, и по договорной записи, вели, государь, нас, армян отпустить с Москвы нынешним зимним путем чрез Великий Новгород в немецкую землю за свейской рубеж, на Муравинское село, и дать нам подводы ямские под нас и под товары наши, и под харч и под челядники, так же и под платье наше и под рухлядь, и под запас по договору по пяти пуд от ста пуд товаров. Ямские ж подводы дать, что б против договору нашего ничем отгонимо не было, и прогонные деньги и провожатых стрельцов и проезжую грамоту, что б на дороге по городам и по заставам нигде не издержали нас и пропустили б везде без задержания. И вели, государь, дать нам, армяном из государственного Посольского приказу толмача до светского рубежа, потому что мы, армяня к Москве приехали впервые и руского языка и извычая не знаем, а челядников у нас, армян, у меня Аветика с товарыщем четыре человека, у меня, Манацакатки с сынишком шесть человек, у меня, Барумка с сынишком да с товарыщем четыре человека, у меня, Агазарки три человека. Великий государь, смилуйся.

/л. 3/ Ив государственном Посольском приказе выписано:

В нынешнем, 205-м году приехали из Персиды чрез Астарахань к Москве персидцкие торговые армяня, Богдасар Григорьев с сыном, Аритун Григорьев з братом, Степан Бадужанов з братом, Аведик Петров с товарыщем, Манацакан Григорьев с сыном, Барум Семенов с сыном да с товарыщем, Агазар Григорьев, всего 14-ть человек с шолком сырцом и с ыными персидцкими товары.

И великому государю, царю и великому князю Петру Алексеевичю (т.) те, вышепомянутые персидцкие армяня бьют челом.

В нынешнем де, 205-м году приехали они из-за моря чрез Астарахань к Москве с товарами своими, с шолком сырцом и с [239] ынымя розными персидцкими товары. И те де свои товары они в московской Большой таможне явили, и в таможенные книги /л. 4/ записали, и московские и новгородцкие пошлины и провоз заплатили все сполна. И в том им даны таможенные выписи за гостевою рукою и за таможенною печатью.

И великий государь пожаловал бы их, армян, по своему великого государя, указу и по жалованной грамоте, и по договорной армянской записи, велел их отпустить с Москвы, нынешним зимним путем, чрез Великий Новгород за свейской рубеж на Муравинское село. И дать под них и под товары их и под челядников так же и под рухлядь л под платье, и под харчи и под запас по договору по пяти пуд ото ста пуд товаров ямские подводы и прогонные деньги, л провожатых стрельцов, что б против договору их ничем отгонимо не было и проезжую грамоту, что б их по городом и по заставам нигде не держали и пропускали б везде без задержания. И дати б им, армяном государственного Посольского приказу толмача до свейского рубежа, потому что они к Москве приехали впервые и руского /л. 5/ языка и звычая не знают. А челядников де с ними дватцать три человека, да из них же армян один человек армянин же Аритун остается ныне на Москве для платежу пошлин, а товары свои отпускает з братом своим Калюцком. А заплатя пошлины он, Аритун поедет с Москвы чрез Великий Новгород за свейской же рубеж, а челядников де с ним осталось 2 человека.

А подали они, армяня к тому своему челобитью в платеже товаров своих московские три таможенные выписи за рукою гостя Ивана Исаева и за таможенною печатью. И с тех выписей взяты у них за руками списки, а подлинные справя с списками отданы им с роспискою.

А в списках пишет:

/л. 6/ Список с выписи.

Лета 7205-го генваря в 31 день. По указу великого государя, царя и великого князя Петра Алексеевича (т.) московские большие таможни гость Иван Исаев с товарыщи отпустили с Москвы чрез Великий Новгород за свейской рубеж Шаховы области армянина Макацакана Григорьева привозного ево персицкого товару сорок четыре таи конских да одиннатцать узлов шолку сырцу лези, весом без натайников и без веревок налицо триста семь пуд два фунта. Московская цена, по жалованным, великого государя, грамотам и по договорным статьям по тритцати рублев пуд, итого девять тысяч двести одиннатцать рублев шестнатцать алтын четыре деньги, пошлин четыреста шездесят рублев девятнатцать алтын з деньгою. Да тому ж вышепомянутому шолку порубежного города цена по сорок рублев пуд, итого двенатцать тысяч двести восмдесят два рубля, пошлин шестьсот четырнатцать рублев три алтына, две деньги [240] /л. 7/ восмь фунтов по дватцати по шти рублев пуд, итого четыреста девяносто два рубли дватцать три алтына, две деньги, пошлин дватцать четыре рубли, дватцать один алтын з деньгою, да порубежного города шолку ж лези цена по сороку рублев пуд, итого девять тысяч четыреста тринатцать рублев, пошлин четыреста семдесят рублев, дватцать один алтын четыре деньги. Шолку ж ардашю порубежного города цена по тритцати по шти рублев пуд, итого шестьсот восемьдесят два рубли, шесть алтын четыре деньги, пошлин т/рид/цать четыре рубли три алтына четыре деньги.

/л. 8/ Провозных денег от Москвы до свейского рубежа с шолку ж сырцу с натайниками з двусот со штидесят с семи пуд с пяти фунтов по десяти алтын с пуда, итого восмьдесят рублев четыре алтына лолчетверты деньги. Да у него ж Аветика Петросова и с проезжей астраханской персицкиж ж товаров на Москве в продаже ценою на /две/сти на шеснатцать рублев на дватцать на один алтын на две деньги, пошлин десять рублев, дватцать семь алтын полпяты деньги, всего на нем Аветике Петросове пошлин московских и провозных денег... (Текст утрачен) Великий Новгород пошлин же д/евять/ сот семьдесят три рубли одиннатцать алтын полпяты деньги. Армянина ж Бар/ума/ Семенова пятнатцать тай верблюжьих (шолку) сырцу лези весом без натайников и без веревок налицо сто тритцать четыре пуда.

Провозных денег от Москвы до свейского рубежа с того ж шолку с натайниками с трехсот з дватцати с четырех пуд з дватцати с пяти фунтов по десяти алтын с пуда, итого девяносто семь рублев двенатцать алтын полшесты деньги. Да ево ж Манацакана ис проезжей астраханской персицких же розных товаров на Москве в продаже ценою на сто на дватцать рублев на осмнатцать алтын, пошлин шесть рублев один алтын полшесты деньги, всего на нем, Манацакане Григорьеве пошлин московских и провозных денег и за Великий Новгород пошлин же тысяча сто семьдесят восмь рублев четыре алтына.

Армянина ж Аветика Петросова дватцать семь тай верблюжьих шолку сырцу лези весом без натайников и без веревок налицо двести тритцать пять пуд тринатцать фунтов, московская цена по тритцати рублев пуд, итого семь тысяч пятьдесят девять рублев дватцать пять алтын, пошлин триста пятьдесят два рубли.... цать два алтына полшесты деньги. Две таи верблюжьих же да узел шолку сырцу ардашу весом без натайников и без веревок налицо ж осмнатцать /л. 9/ пуд тритцать фунтов, московская цена по тритцати рублев пуд, итого четыре тысячи тритцать пять рублев, пошлин двести один рубль дватцать пять алтын, семь тай верблюжьих же шолку сырцу ардаша весом без натайников и без веревок налицо шездесят три [241] пуда тритцать фунтов, московская цена по дватцати по шти рублев пуд, итого тысяча шестьсот сорок шесть рублев пятнатцать алтын, пошлин восмьдесят два рубли десять алтын полпяты деньги, да порубежного города цена шолку ж лези по сороку рублев пуд, итого пять тысяч триста восмдесят, рублев, пошлин двести шездесят девять рублев шолку ж ардашу порубежного ж города цена по тритцати по шти рублев пуд, итого две тысячи двести семдесят девять рублев семь гривен, пошлин сто тритцать рублев тритцать два алтына пять денег. Провозных денег от Москвы до свейского рубежа с шолку ж сырцу с натайниками з двусот с осми пуд тритцати пяти фунтов по десяти алтын с пуда, итого шездесят два рубли дватцать два алтына с полу деньгою. Да у него ж, Барума ис проезжей астраханской персицких же товаров на Москве в продаже ценою на сто на тритцать на восмь рублев на дватцать на три алтына на четыре деньги, пошлин /ше/сть рублев тритцать один алтын з деньгою. /л. 10/ Всего на нем, Баруме Семенове московских пошлин и провозных денег и за Великий Новгород пошлин же семьсот тритцать шесть рублев дватцать один алтын пять денег. Армянина ж Агазара Григорьева четыре таи шолку сырцу, ардаша весом без натайников и без веревок налицо дватцать семь пуд один фунт, московская цена по дватцати по шти рублев луд итого семьсот два рубли дватцать один алтын четыре деньги. Пошлин тритцать пять рублев четыре алтына полтретьи деньги да порубежного города тому ж шолку цена по тритцати по шти рублев пуд, и того девятьсот семьдесят два рубли тритцать алтын, пошлин сорок восмь рублев дватцать один алтын три деньги. Провозных денег от Москвы до свейского рубежа с того ж шолку сырцу с натайниками з дватцати с осми пуд с тритцати с семи фунтов по десяти алтын с пуда, итого восмь рублев дватцать, два алтына полчетверты деньги. Да у него ж Агазара ис проезжей астараханской персицких же товаров на Москве в продаже ценою на тысячю на четыреста на сорок на семь рублев на шесть алтын, пошлин семдесят два рубли двенатцать алтын, всего на нем, Агазаре Григорьеве пошлин московских и провозных денег и за Великий Новгород пошлин же сто шездесят четыре рубли дватцать семь алтын одна деньга.

Всего на них, вышепомянутых армянях пошлин и провозных денег три тысячи пятьдесят два рубли тритцать один алтын полтретьи деньги в московскую Большую таможню взяты.

У подлинной выписи печать московские большие таможни. Позади пишет гость Иван Исаев, справил Иван Кулемин.

/л. 11/ Список с выписи. Слово в слово.

Лета 7205-го февраля в 2 день. По указу великого государя, царя и великого князя Петра Алексеевича (т.). [242]

Московские большие таможни гость Иван Исаев с товарищи отгостили с Москвы чрез Великий Новгород за свейской рубеж Шаховы области армянина Богдасара Григорьева.

Привозного ево персицкого товару пять тай конских шолку сырцу, ардашу, весом без натайников и без веревок налицо тритцать пуд. Цена московская по дватцати по шти рублев пуд, итого семьсот восемьдесят рублев, пошлин, тритцать девять рублев семь тай шолку сырцу лези весом налицо ж без веревок и без натайников сорок пуд дватцать восмь фунтов, московская цена по тритцати рублев пуд, итого тысяча двести дватцать один рубль. Пошлин шездесят один рубль десять денег. Да порубежного города тому ж шолку сырцу, ардашу по тритцати по шти рублев пуд итого тысяча восмдесят рублев, пошлин пятьдесят четыре рубли, да шолку ж сырцу лези порубежного ж города по сороку рублев пуд, итого тысяча шестьсот дватцать восмь рублев, пошлин восмдесят один рубль тринатцать алтын две деньги. Провозных денег от Москвы до свейского рубежа с того ж шапку с натайниками с семьдесят со шти пуд с шеснатцати фунтов по десяти алтын с пуда, итого дватцать два рубли тритцать алтын четыре деньги. Да ево ж, Багдасара, и с проезжей астраханской персицких же товаров которые на Москве в продаже на шестьсот на семьдесят на девять рублев на десять алтын, пошлин трицать три рубли тритцать два алтына з деньгою, всего на нем, Багдасаре Григорьеве пошлин московских и провозных денег и за Великий Новгород пошлин же двести девяносто два рубля одиннатцать алтын з деньгою. Да с тысячи с трехсот кумача дватцатой доли шездесят пять кумачей. Да с ним же, Багдасаром Григорьевым посыльного персицкого товару армянина ж Салтан-пула Иванисова две таи шолку сырцу ардашу, весом без натайников и без веревок налицо одиннатцать пуд двенатцать фунтов. Цена московская по дватцати по шти рублев пуд, итого двести девяносто три рубли восмь гривен, пошлин четырнатцать рублев дватцать три алтына. Да порубежного города тому ж шолму цена по тритцати по шти рублев пуд, итого четыреста шесть рублев воем гривен, пошлин дватцать рублев одиннатцать алтын... (Текст утрачен) деньги, провозных денег от Москвы до свейского рубежа с того ж шолку с натайниками з двенатцати пуд з десяти фунтов по десяти алтын с пуда, итого три рубли дватцать два алтына три деньги. Да у него ж Сантангула из астраханской проезжей персицких же товаров на Москве в продаже ценою на триста на семдесят на шесть рублев пошлин осмнатцать рублев восмь гривен, всего пошлин и провозных денег и за Великий Новгород пошлин пятьдесят семь рублев шестнатцать алтын пять денег. [243]

Армянина ж Арютюна Григорьева шеснатцать тай шолку сырцу лези, весом без натайников и без веревок налицо сто два пуда десять фунтов, московская цена по тритцати рублев пуд, итого три тысячи шездесят семь рублев с полтиною, пошлин сто пятьдесят три рубли двенатцать алтын три деньги, да порубежного города тому ж шолку сырцу лези цена по сороку рублев пуд, итого четыре тысячи девяносто рублев, пошлин двести четыре рубли с полтиною провозных денег с того ж шолку с натайниками со ста з девяти пуд с тритцати с четырех фунтов по десяти алтын с пуда, итого трицать два рубли тритцать один алтын пять денег. Да у него ж Арютюна жемчюгу розных рук по цене на тысячю на четыреста на пятьдесят на два рубли с полтиною, пошлин семдесят два рубли дватцать алтын... (Текст утрачен) денег всего пошлин московских и провозных денег и за Великий Новгород пошлин же четыреста шездесят три рубли пятнатцать алтын з деньгою.

Армянина ж Степана Бабиджанова шесть тай шолку сырцу /л. 14/ лези, весом без натайников и без веревок налицо пятьдесят пуд дватцать девять фунтов. Московская цена по тритцати рублев пуд, итого тысяча пятьсот дватцать один рубль дватцать пять алтын, пошлин семьдесят шесть рублев два алтына полшесты деньги, да порубежного города тому ж шолку лези цена по сороку рублев пуд, итого две тысячи дватцать девять рублев, пошлин сто один рубль пятнатцать алтын, провозных денег от Москвы до свейского рубежа с того ж шолку с натайниками с пятидесят с трех пуд з дватцати с трех фунтов по десяти алтын с пуда, итого шеснатцать рублев два алтына полтретьи деньги. Да у него ж шолку вареного по две таи на Москве в продаже ценою на двести на сорок на два рубли на восмь алтын на две деньги, пошлин двенатцать рублев три алтына полпяты деньги. Всего московских пошлин и провозных денег и за Великий Новгород пошлин же двести пять рублев дватцать четыре алтына з деньгою. Всего на них, вышепомянутых армянах пошлин и провозных тысяча девятнатцать рублев четыре деньги в Московскую таможню взяты сполна, шездесят пять кумачей.

У подлинной выписи печать московские большие таможни. На подлинной выписи написано: гость Иван Исаев.... подьячего Ивана Кулемина.

ЦГАДА, ф. Сношения России с Арменией, 1697 г., д. № 4, лл. 1-14.