79. 1690 г. — Жалоба джульфинских купцов Степана Топченца и семнадцати его товарищей на астраханских и саратовских воевод за неправильное взыскание с них пошлин с провозимых товаров.
/л. 26/ Доклад
Великим государем, царем и великим князем Иоанну Алексеевичю, Петру Алексеевичю (т.) шаховой области Чюлфинской армянской компанеи товарищ Степан Сафаров сын Топченц с товарыщи 17 человек бьют челом.
Блаженный де памяти отца их государева великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича (т.) по их великих государей указу, они, армяня, приезжают с сырцом шолком и с иными розными товары по договорной записи. И как они Степан с товарищи своими с сырцом шолком и с ыными товары приехали в Астрахань и в Астрахани де держали их восмь недель для пошлин, а у них армян и то число денег на пошлины не лучилось. А по договорной записи тамошною ценою товаров место денег таможенной голова не взял, а взял товаров за пошлины малое число, а за провоз денги все взял. А те денги они иноземцы заняли с ростом и в том учинились им карчи и убытки, а иные товары продали дешевою [204] малою ценою. Да он же голова держал их армян 8 недель и в том учинил им великие убытки и протори.
А они армяня со всяких своих товаров в их великих государей казну пошлину и за провоз платили по указу 3460 рублев.
Да он же астраханской таможенной голова, которая на них одежда, чолмы и кушаки и азямы с того пошлину взял же, и тем он, голова, их, армян, обесчестил. А на Москве и в ыных городех с их одежды пошлин не берут.
/л. 27/ А в Астрахани дали им армяном под их товар струг худой, а в Волге идучи тот струг протек и помочили 12 таи шолку сырцу. И будучи они армяня в Царицыне городе, которые струговые снасти испортились, и они о том воеводе царицынскому били челом и он воевода им ничего не дал и отказал и те струги от Саратова за полторы версты в Волге замерзли в пустом месте. И они, армяня, послали в Саратов астраханского сына боярского да толмача своего бить челом саратовскому воеводе о подводах и он, саратовской воевода, к ним армяном подводы прислал. А в том пустом месте стояли из льду 18 дней с великим страхом, боялись калмыков и татар и от разбойных людей грабежу. И саратовские подводчики товар их подпели в сани и шли Волгою льдом и они армяня им подводчиком говорили, что лед не крепок и чтоб они пошли дорогою, а не льдом и они де не послушав их пошли льдом и потопили на Волге 7 подвод, а на семи подводах было 9 тай шолку сырцу и тот шолк сырец помечали и испортили и в том учинили им убытки и изьян.
Да они ж де подводчики выехали из Волги на гору и товары и их остановили и стояли 2 недели и пошли в Саратов дорогою, а не Волгою, а сперва учинились они силны и непослушны и пошли Волгою, а но дорогою, а их армян они подводчики и товар их 2 недели и в сем городе держали напрасно.
Да их же армян от Саратова едучи к Москве на дороге по городом воеводы держали для своих взятков, а не взяв у них многих взятков подвод не дают и их не пускают и держат.
А от Саратова до Москвы по городам воеводы имали рублев по 20 и по 30 и от того их воевоцкого задержания им армяном /л. 28/ учинились харчи и убытки и изьян и к торговому времяни не поспевают. И чтоб великие государи пожаловали их армян, велели свой великих государей указ учинить, по своему великих государей указу, что их товар на Волге потопили и подводчики учинились сильны, и по городам воеводы держали их напрасно для своей бездельной корысти, и астраханской голова вместо пошлин и за провоз товаров но тамошней цене не взял, велели б свои великих государей указы с Москвы послать по городом до Астрахани, так же от Москвы по городом до Великого Нова города, чтоб им армяном по городам и по дорогам напрасно не держали, харчю и убытков и изъянов не [205] чинили, и многие их братья армяня ис Персицкие земли от таких обид и налог и изъяну приехать в Астрахань и к Москве опасаютца.
ЦГАДА, ф. Сношения России с Арменией, 1690 г., д. № 2, лл. 26-28.