60. 1685 г. июль 3. — О разрешении выезда из Москвы в Астрахань армянским купцам Давыду Баграмову, Пирю Давыдову и Мусесу Асканину с заграничными товарами.
/л. 16/ Указали великие государи (т.) отпустить с Москвы в Персиду персицких жителей армян Давыда Баргамова, да Пира Давыдова, Мусеса Осканинова с московскими и з заморскими покупными товары, которые по их, великих государей, указу по жалованной грамоте .приезжали к Москве с шолком сырцом и с ыными персидцкими товары, а от Москвы до Астарахани дать им и под товары их на чем им мочно поднятца струг. А товаров с ними всякими струговыми припасы заморские и московские покупки у Давыда Баргамова, да у Пири Давыдова 196 пуд, у Мусеса Асканина 5 половинок сукон галянских мерою 242 аршина. А провозные денги от Москвы до /л. 17/ Астарахани с тех заморских и московских товаров они армяня по таможенным выписям за руками гостей Ивана Антонова, да Ивана Денисова заплатили сполна.
За приписью дьяка Ивана Волкова отдана челобитчиком.
/л. 18/ От царей (т.) от Москвы по городом до Коломны, до Переславля Резанского, до Касимова, до Мурома, до Нижняго Нова города, до Козмодемьянска, до Казани воеводам нашим и всяким приказным людем по нашему, великих государей, указу отпущены с Москвы армяня Давыд Баргамов, да Пирей Давыдов, да Мусес Осканинов, а товаров с ними по таможенным выписям за руками гостей Ивана Антонова, да Ивана Денисова, у Давыда Баргамова, да у Пири Давыдова заморских товаров 29 кип, а в них половинок /л. 19/ сукон галанских меры 5143 аршина, 3 мешка краски концелины, весу 3 пуда 20 фунтов, 2 сундука с мелочными товарами, а в них по досмотру 4 кувшина глинных, полдюжины зеркал болшой руки, фонарь медной резной, 3 дюжины ножиков костяные черенье, полдюжины зеркал болшой руки, дюжина зеркал меншой руки, погребчик с лекарствы, 4 головы сахару, блюдо белое глинное, 5 кувшинов глинных, погребец с порозжими скляницами, погребец с скляницами ж, в них водка заморская, 2 блюда блинных, два меха кошечьих, 2 фонаря медных, дюжина шанданов медных, дюжина зеркал /л. 20/ болшой руки, полдюжины зеркал малой руки, 2 дюжины ножиков немецких костяное черенье, полторы дюжины шипцов медных, да их же покупных московских товаров, которые товары на Москве покупали на товарные денги: 4 пары солониц оловянных, полторы дюжины чарок оловянных, пол дюжины очков хрустальных, две то вы платков индейских, 10 голов сахару, 6 кувшинов с оловянными покрышки, 10 ящиков деревянных, 2 скляницы с оловянными [179] шурупами 500 наперстков медных, 5000 игол, косячек оловянной с лекарством, полдюжины зеркал, фонарь медной, дюжина щипцов медных, /л. 21/ полторы дюжины шанданов медных, три дюжины ножей костеное черенье, 12 аршин стамеду темно зеленово, 16 аршин стамеду серого, 6 дюжин ножний болшой и малой руки, 5 шуб бельих хребтовых, 20 ютов черных, 4 шубы хорковых, 10 пар соболей, 6 сороков пупков собольих, 15 аршин сукна кармазину, 5 аршин сукна ж гвоздишного цвету, 9 дараг гилянских, полдюжины шанданов ручных, 5 сыров немецких, фунт дензы, 5 голов серы немецкой, весом всего того вышеписанного товару кроме дерева и натайников 196 пуд.
У армянина у Мусеса Асканина заморской покупки товару /л. 22/ 5 половинок сукон галанских мерою 242 аршина. А пошлины и провозные денги с того своего товару они армяня в нашу великих государей казну заплатили. Да с ними ж оглушено челядников их два человека и дан им от Москвы струг с кормшики и гребцы и со всякими струговыми припасы. Да в провожатых послано с ними московских стрелцов до Переславля Резанского 5 человек, а от Переславля Резанского давать им провожатых от города до города по тому ж да по нашему ж великих государей указу по жалованной грамоте отца нашего государева блаженныя памяти великого государя (т.) какова дана в прошлом во 175-м году из Государственного Посолского /л. 23/ приказу армяном Степану Ромодамскому да Григорью Лусикову и всей их армянской компанеи велено им армяном купить в наших великих государей понизовых городех на кружечных дворех и вести с собою для дорожного проезду вина горелого про себя, а не на продажу по пяти ведр человеку.
И как они в которой город приедут и по городом воеводам нашим л всяким приказным людем велеть их пропускать и провожатых от города до города посылать безо всякого задержания и мешкоты нигде ни часу, чтоб от них армян в том задержании или в убытках нам, великим государем челобитья никаково не было. А как они приедут в нашу отчину в Казань и боярину нашему и воеводам князю Володимеру Дмитреевичю Долгоруково с товарыщи велеть их ис Казани отпустить в Астарахань безо всякого задержания, и под товары потому ж дать им струг с кормишки и гребцы и со всячими струговыми припасы. А как они приедут в нашу отчину в Астарахань и боярину нашему и воеводам князю Андрею Ивановичю Голицыну с товарыщи велеть об отпуске их с товары в Персиду учинить по нашему великих государей указу по жалованной грамоте отца нашего государева блаженныя памяти великого государя, какова дана из нашего Государственного Посолского приказу армяном Степану Ромодамскому, да Григорью Лусикову и всей их /л. 25/ армянской компанеи в прошлых во 175-м и во 181-м годех, а лишних людей и никаких иноземцов пропускать с ними за море не велеть и [180] сее нашу великих государей проезжую грамоту взять у них в Астарахани в приказную пол ату. Писан на Москве лета 7193-го июля в 3 день за приписью дьяка Ивана Волкова.
ЦГАДА, ф. Сношения России с Арменией. 1685 г., д. № 5, лл. 16-25.