19. 1672 г. июль 15. — Письменный отзыв, представленный в Посольский приказ московскими купцами об армяно-русской торговле.
/л. 20/ 1672 г. июля 15.
Письменный отзыв лучших в Москве торговых людей, приглашенных в Посольский приказ для изьяснения, как выгод, так и всех злоупотреблений прежде бывшаго с армянами торга.
180 года июля в 15 день по указу великого государя, царя и великого князя Алексея Михайловича (т.).
В Посольском Приказе чтена запись гостем 28, которая взята в прошлом в 107-м году шаховы области на купецких людей на ормян о торговом шелковом промысле и о иных товарах.
И допрашиваны гости будет те армяне против той договорной записи шелк сырой и всякие персидские товары станут привозить в Московское государство и к Архангельскому городу и Великий Новгород и Псков и Смоленск и за море в Немецкия земли с теми товары ездить учнут и от того не будет ли московским и всех городов купецким людям в промыслах их помешки.
И гости сказали.
Блаженный памяти при великом государе царе и великом князе Михаиле Федоровиче всеа России самодержце а при великом государе нашем царе и великом князе Алексее Михайловиче (т.) Шаховы Персидския области купецкие люди кизилбаши и армяне и кумычане и индейцы приезжали с шелком, сырцом и со всякими персидскими товары царского величества в Московское государство и торговали теми товары на Москве, в Астрахани и по иным городам всегда с рускими купецкими людьми.
А с немцами из гречан и ни с которыми иноземцы, те кизилбаши никакими персидскими товары по указу великаго государя нигде не торговали. И в Немецкия земли через Московское государство с товары персидскими никогда никуды не езживали, а /л. 21/ руссския купецкия люди со всякими русскими товары и с немецкими ездили в Астрахань и в Шахову персидскую землю за море и меняли руския и немецкия товары в Астрахани и в Персидской земле на шелк, сырец и на иные персидские товары. [75]
И те товары руския купецкия люди шелк сырой продавали в казну великаго государя. А из казны великаго государя шелк сырой продавали немцам на ефимки. Также и руские купецкие люди шелк сырой продавали на Москве и у Архангельского города немцам на ефимки. А ефимки отдавали руские люди в казну великаго государя на мелкия деньги и в том великаго государя казне отдавали немалое пополнение.
А руским купецким людям были промыслы и многия пошлины с тех промыслов платили руския люди. Также и кизилбаши.
И будет против той записи Шаховы области купецкие люди с шелком сырцом и с иными персидскими товары станут в Астрахани и на Москве и у Архангельскаго города и в Новгороде и Пскове и Смоленске торговать с немцами. И они поставят Персидския земли купецкие люди с немцами договор и тот шелк сырец продадут немиам и на ефимки. И на золотыя и на заморския на такия товары, какия у немец покупая руския купецкия люди и продавали кизилбашам. И потому договор те кизилбаши ефимкам и золотые и заморские товары станут привозить во свою Персидскую землю через Московское государство. И учинят они кизилбаши Персидской земле многую тем прибыль. Потому которое в прежних местах серебро приходило за шелк сырец в казну великаго государя. И которыми немецкими товары промышляют руския, немецкия люди и то все серебро и немецкия товары станут кизилбаши провозить во всю Персидскую землю. И тем великаго государя казне учинят убыль немалую и у руских купецких людей теми всеми промыслами завладеют и приведут купецких руских людей до убожества.
А будет против той записи Шаховы области купецкия люди с шелком сырцом и с иными персидскими товары станут торговать в Астрахани и на Москве. На товары великаго государя также и /л. 22/ на товары руских купецких людей поволнею ценою. А с немцами и с гречаны и ни с которыми иноземцы против прежних великаго государя указов и против торговаго устава.
Те кизилбаши и армяне и бухарцы и индейцы торговать шелком сырцом и всякими персидскими товары не станут.
И в том великаго государя казне будет немалое пополнение. Потому которой шелк сырой выменен будет в казну великого государя на руские товары, их на деньги куплен, также что и руские купецкие люди купят и выменяют на руския и немецкия товары у тех кизилбаш и армяне шелку сырцу и тот весь шолк сырец из казны великаго государя и от купецких руских людей весь будет продан немцам на ефимки, и те все ефимки будут в казне великаго государя и в Московском государстве, а не в Персидской земле, а купецкия руския люди попрежнему будут с промыслы. И с тех промыслов руские купецкие люди и кизилбаши и немцы станут в казну [76] великаго государя платить многия пошлины. И о том о всем великому и милосердому государю, царю и великому князю Алексею Михайловичу (т.) как вышний и всесильный господь бог известит жизни приложит.
180 августа в 7 день в Посольском Приказе подал гость Василей Шорин 29 с товарищи выписать из сказки и договор на перечень на Самачев.
К сей сказке гость Василий Федор Юрьев руку приложил. К сей сказке гость Михайла Гурьев руку приложил. К сей сказке гость Иван Антовинов руку приложил. К сей сказке гость Иван Худяков, Остафей Филатьев руку приложили. Степан Горбов руку приложил. Семен Потапов руку приложил. Аверкей Кирилов руку приложил. Иван Климшин руку приложил. Алексей Суханов руку приложил. Якоб Кирилов руку приложил. Кипреян Клейшин руку приложил. Семен Вереков руку приложил. Гостиной сотни Фома Гурьев руку приложил. Гостинные сотни Федот Клейшин руку приложил.
ЦГАДА, ф. Сношения России с Арменией, 1672 г., д. № 2, лл. 20-22.
Комментарии
28. Гости — крупные купцы, имевшие сословные привилегии. Гости разделялись на 3 категории: высший разряд — государственные гости или гости, имевшие право владеть вотчинами и занимать ответственные государственные должности, второй разряд — гостинная сотня и третий разряд — суконная сотня.
29. Василий Шорин — крупнейший русский купец, гость. Вел большую торговлю со странами Востока и Запада.