ДОКУМЕНТ 11

Купчая от 1504 года, подтверждающая доли ходжи Фатхи-бека Туш, которые он имеет в селах Дрнис и Данакерт, а также в поместьях Сал, Бердак и мулков векильства нахии Азад-Джиран

Папка 1а, док. 7, подлинник, разм. 73 x 22 см, письмо насх

О, достойный властелин!

Милостивый бог!

Смысл и содержание сей выяснилось и подтвердилось при мне, шариатское заявление о владении мулками также состоялось при мне.

Написал грешный перед милостивым богом слуга кази Афзалулла (?) из Нахчевана, — бог да хранит и помилует его.

Печать [290]

Он есть!

Было выяснено его право и подтверждена его собственность, [действительно] находится под владением нижеупомянутого, и эта шариатская грамота, это оглашенное постановление, вместе с упомянутым в нем заявлением, составлено при мне.

Написал грешный слуга, кази Нахчевана Мухаммад-аддин Ансари, сын покойного Хамдуллы, — да простит их бог.

Печать

Он промыслитель!

Содержание сей уточнилось и подтвердилось при мне.

Написал молящийся слуга всемогущего государства Инайатулла Ансари, сын Насруллы, — да простит их бог.

Печать.

Слава всевышнему, имеющему власть и царствие, властителю величия и мощи. Всему есть конец, но он вечен и бессмертен и слава и мир добрейшему и хваленому из всех его созданий.

Затем, причиной этого религиозного оглашенного шариатского договора и достойного доверия акта является то, что на основании содержания указов прежних царей, а также из отдельных достоверных, истинных и доподлинных документов и незыблемых актов, написанных достойными доверия, прежними и нынешними кази Азад-Джиранского махала Туман-е Нахчевана, города Ордубада и вообще всего Азербайджанского вилайета, было выяснено, доказано и утверждено на суде кази победного войска, что двенадцать дангов цельных мулка из всего мулка местечка Дрнис, подчиненного; Азад-Джирану и нижеследующие поместья той же местности:

село Дрнис — 3 данга

село Данакерт — 2,5 данга

поместье Сал — 3 данга

поместье Бердак — 2 данга

поместье мулков векильства — 2 данга [291]

со всеми подлежащими и прилежащими местностями, правами и [со всем] приращенным, прилегающим и принадлежащим, с землями, полями, горами и холмами, ручьями и каналами, родниками и реками и со всеми внутренними и внешними правами с древнейших времен по сей день были и ныне являются частью прав, богатств и собственности, находятся под властью, распоряжением и собственностью великодушного амира и князя, отважного образца величия, добродетельности и честности, богатого и удачливого ходжи Фатхи-бека Туси, и никто не может иметь какого-либо требования или претензии к поместьям этих мулков. Они являются правом, собственностью и богатством вышеупомянутого амира.

Состоялось это в половине священного месяца рамазан девятьсот девятого года (1-5 марта 1504 г.).

Он богат!

 

Свидетельствую сие.

Написал слуга Халилулла Ордубади

Печать

Содержание сей утверждено, принято и уточнено при мне.

Написал покорнейший слуга Фатхулла Ордубади.

Печать


Комментарии

Документ 11. Древнейший документ утвердительных актов отдельных имений и земельных владений, написанный в 909 году хиджры (1504 г.) «судебным присутствием стана войск» в Нахичеване. По тому же шаблону написаны также купчие 3, 13, 18. Последние два документа, однако, изложены более грамотно.

В тексте указанной купчей имеется много орфографических и стилистических ошибок. Наименования сел и имений также частично искажены. Печати в большинстве разборчивы. В верхней части документа три удостоверительные записи скреплены печатями двух нахичеванских кази и секретаря Шар’а Инаятуллы, сына Насруллы. Теми же тремя печатями скреплено также место соединения листов бумаги. На полях находятся свидетельства, скрепленные печатями Фатуллы и Халилуллы из Ордубада.

Ходжа Фатхи-бек Туси, который в купчей величается титулом «Великодушный эмир и властелин», по всей вероятности, происходит из потомков крупного ученого, астронома и математика, государственного деятеля XIII века Хадже Насир-ад-дина Туси. Обосновавшаяся в Ордубаде семья Туси дала множество духовных лиц, культурных и [363] государственных деятелей, к числу которых относится также занимавший важные посты при Шах-Аббасе I и до него, затем десятки лет находившийся в должности великого везира или э’темад-уд-довле Хатам-бек Ордубади. Искандер Мунши во втором томе истории Шах-Аббаса описывает приезд последнего в 1606 году в Ордубад и Вананд, где имели владения Хатам-бек и другие члены его семьи (ТАА, II том, стр. 728).

Эти владения и являлись упомянутыми в настоящем документе селениями и поместьями, которые находятся в Ванандском ущелье (см. ***, стр. 76-79). Тот факт, что настоящая купчая говорит о владении Ходжа Фатхи-беком в этих селениях и поместьях только наделами, еще более убеждает нас в том, что они в целом были наследственными поместьями рода Туси, в дальнейшем разбитые между их наследниками, и что таковые до начала XVII века и еще позднее продолжали оставаться в руках потомков той же феодальной семьи.