ДОКУМЕНТ 12

Указ шаха Аббаса І Сефевида от 1617 г., утверждающий патриаршие права католикоса Мелкисета и подчеркивающий одновременно, что он взял на себя обязательство каждый год регулярно платить государственной казне 100 туманов в качестве пишкаша

Папка 1а, документ № 39, копия, размер 44 х 33 см, письмо шикастэ

Он есть!

Место печати его святейшества блаженной памяти царя

Августейший указ последовал о том, что ныне благодаря проявленной нами по отношению к лучшему из христиан, католикосу Мелкисету неиссякаемой августейшей заботе, мы назначили его, с начала года змеи, католикосом находящейся в Чухур-Сааде Учкилисы, дабы, как это принято у христиан, [он] занимался этим и [другими] причастными [к нему] делами и ни на мгновение не делал упущений. Одновременно он взял на себя ежегодную уплату дивану 100 туманов в качестве пишкаша и такаббол. Поэтому мы решили, чтобы духовенство и монахи Чухур-Саадского вилайета, в особенности те, кто находится в престольном городе Исфахане, так же как и армяне Туман-е Нахчеван, Гёкча-Дангиза, Капаната, Хоя, Салмаста, Ганджи, Барды, Ахстабада, Лори и других мест признали его своим католикосом и, как обращались во времэна царя-обитателя рая с предыдущими католикосами, также обращаются и с ним, не выводят за пределы старого порядка и древних законов, не отклоняются от его речей и поучений, которые в любом случае будут соответствовать [религии] христиан, но уважают и следуют им.

Хакимы, даруга и мелики упомянутого вилайета обязаны помогать и содействовать ему в этом вопросе. Пусть великие мустовфии верховного дивана, получаемые от упомянутого католикоса в виде пишкаша и такаббол 100 туманов, сделают танха жалования подчиненных (табин) доверенных гуламов высокопоставленного Агурлу бека кушчи. [324]

Пусть это примут как строгое распоряжение и не требуют каждый год нового указа.

Написан в месяце раби’ II 1026 г. (8 апреля — 6 мая 1617 г.).

На оборотной стороне имеются копии следующих записей сделанных на оригинале:

а) Согласно предписанию счастливого везира, высокопоставленного ээтемад-уд-довле...

Копия тугры

б) Печать высокопоставленного ээтемад-уд-довле.

в) Осведомлен. Печать его высочества Аликули хана.

г) Написан. Печать его высочества мустовфи-ул-мамалика.

д) Регистрирован в дафтаре гуламов. Печать авареджедар амира Абул-Али.

е) Решено. Печать даруга дафтархане.

ж) Записан. Печать Мирза Багира.

з) Он есть! Эта копия верна с высочайшим и священнейшим подлинным.

Копия печати


Комментарии

Документ 12. Зимой 1616-1617 гг. шах Аббас со своей армией находился в именуемом Данги местечке округа Шаки. В начале весны он направился в Грузию, побывал в Картли и Сомхете, а затем поднялся на летние пастбища Гехаркуника. (ТАА, т. II, стр. 648).

К этому времени прошло уже более года, как шах арестовал католикоса Мелкисета и, держа его в оковах, постоянно возил с собой с места на место. Он требовал, чтобы тот уплатил, ему единовременно 300 туманов штрафа. Согласно Даврижеци, он должен был уплатить этот штраф «за три преступления. Первое — за мощи святой девы Рипсиме, которые увезли франки с дозволения Мелкисета, причем многие говорили, что Мелкисет дал позволение за взятку (см. док. 10). Второе — за [394] возвращение с великого сургуна, — а вернулся он без разрешения шаха и, прибыв в Эчмиадзин, стал править католикосатом также без повеления шаха. Третье — когда шах лишил Мелкисета власти католикоса и отправил в Исфахан и шах полагал, что он находится в заключении, Мелкисет, освободившись из заключения, продолжал править католикосатом, также без разрешения шаха» (Даврижеци, стр. 218).

Далее Даврижеци рассказывает, как католикос Мелкисет при посредничестве высокопоставленных лиц и видных армян соглашается ежегодно уплачивать 100 туманов и взамен получает от шаха права католикоса Эчмиадзина. Однако там же он добавляет, что согласно некоторым источникам, в ходатайстве, представленном шаху, Мелкисет взял на себя уплату только упомянутых 300 туманов по 100 туманов на протяжении трех лет. Между тем шах отмечает в своем указе, и это в точности фиксируется в ливанских книгах, что «католикос Мелкисет попросил [у нас] Эчмиадзинский католикосат и обещал каждый год давать царскому дивану 100 туманов мугада, поэтому мы и пожаловали ему власть католикоса, чтобы он правил» (стр. 221).

«И никто не знал, что шах так написал, — продолжает Даврижеци, — ни католикос, ни кто-либо другой из армян, и когда узнали, никто ничем не смог помочь, ибо невозможно было отменить приказ столь грозного царя или же изъять из царских и ливанских книг то, что было написано» (там же).

Так или иначе, с этого года на Эчмиадзин ложится обязанность уплаты 100 туманов наличными «пишкаша», или, как выражается Даврижеци, «мугада», которая становится причиной разорения монастырского хозяйства и распрей из-за патриаршего престола, продолжающихся до 1629 г., когда шах Сафи особым указом (док. 19) освобождает монастырь от этой обязанности (подробное описание событий см. у Даврижеци, гл. XVIII, XIX и XX).

Из «Джамбра» узнаем, что этот указ существовал при католикосе Симеоне, однако неизвестно, была ли то копия, или оригинал (стр. 211). Публикуемая копия не является нотариально заверенной копией Шар’а, однако она была снята в конце XIX в. с другой копии, хранившейся в монастыре, верность [395] которой оригиналу была удостоверена печатью начальника канцелярии Шар’а и следующей надписью: *** — копия с высочайшим и священнейшим подлинным верна». Все надписи и пометки, относящиеся к регистрации документа, заботливо скопированы, а принадлежность печатей уточнена.