ДОКУМЕНТ 2

Указ султана Джаханшаха Кара-Коюнлу об освобождении монастырских земель Татева и Вагади от всякого рода налогов и о подчинении армянского духовенства Гёкчайского вилайета Шмавону вардапету, настоятелю Татева

Папка 2а, документ № 7, оригинал, размер 47 x 17 см, письмо шикастэ-дивани

Амиры олка, хакимы и даруга, мутаваккилы, амилы, занимающиеся [этими делами] мутасадди и амиртуман Капаната, Аррана и Арасбара и в особенности шахна, мелики и мукаддами [этих] местностей пусть осведомятся о высочайшем фернане и будут уведомлены и знают, что на-днях предводитель христиан (викарий) вардапет Шмавон пришел к вратам (во дворец) прибежища мира и, выразив свою покорность и заверив [нас], что возносит молитвы о вечном продлении нашей, со дня на день растущей державы, представил указы прежних царей, [а также] подписанный и обнародованный высочайший указ о том, чтобы монастыри Татева и Вагади, являющиеся резиденцией и местожительством его, и обрабатываемые земли, относящиеся к вакфам его монастыря, считались муаф и мусаллам от мала, ихраджата и аваризов дивана и чтобы не взимались с его посевов, пахотных земель и урожая мал и харадж, чтобы его люди были признаны мусаллам и свободны от переписи (марфу’-ул-калам).

А потому с помощью всемогущего бога обнародован сей указ, которому следует обязательно подчиниться во всех краях и во всех местностях, дабы их мутаваджехаты, по древним признанным законам считались муаф и скинутыми (мавзу’), а священники и монахи Гёкчайского вилайета по-прежнему признали его своим предводителем (викарием) и вардапетом и подчинились ему, несли службу, и тот назр, который с древних времен они давали монастырю Татева, в том же порядке продолжали давать.

[Мелики] и даруга Орота, согласно данному указу, [165] которому надлежит подчиниться, пусть признают [сие] утвержденным и не делают противного.

Нет даты.

Печать Джаханшаха.


Комментарии

Документ 2. Начальная часть указа, где обычно помещается монограмма имени даря (тугра), утрачена, однако на едва заметной в конце текста печати с трудом читается имя Джаханшаха. Документ, правда, достаточно истрепан, однако, за исключением последней строки, где обыкновенно отмечается дата, текст указа не особенно поврежден. Этот документ также реставрирован и прикреплен к толстой бумаге.

На оборотной стороне документа имеется следующая надпись курсивным письмом на армянском языке: “Это хукм фатушаха Джаха-ншаха о Гегаркуни и магафе монастыря”.

Получатель указа вардапет Шмавон Ангехакотци — один из видных церковных деятелей XV века, происходящий по-видимому из рода Орбелянов Сюника. Он был одним из [197] активных участников восстановления патриаршего трона в Эчмиадзине (см. Товма Мецопеци, Памятная запись, стр. 51, на древнеарм. яз.). Долгое время он был настоятелем Татева, был также настоятелем близлежащего монастыря Вагади и сильно расширил монастырские владения. Жил он весьма долго и благодаря своей необыкновенной энергии и бурной деятельности возбудил против себя иноплеменных властителей и был убит ими (см. Степаннос Орбелян, История области Сисакан, стр. 525, на древнеарм. яз.). Год смерти его не установлен. Он оставил краткую, но денную по содержанию “Памятную запись”, в которой описаны опустошительные походы Шахруха, сына Ленк-Тимура, на Сюник в 1435 г. и переселение местного населения в Лори под руководством сюникского князя Бешкена Орбеляна (см. Л. Хачикян, Памятные записи армянских рукописей XV в., часть 1, 1955, стр. 468-470, на древнеарм. яз.).