Современные лезгины.
Очерк И. И. Пантюхова. Тифлис. 1901.
Автор этой книжки приводит мнение лучших знатоков горцев Кавказа: барона Услара и Люлье, подтверждаемое и антропологическими исследованиями, что кавказские горцы, если и не аборигены занимаемой ими местности, то живут на ней несколько тысяч лет. Что касается лезгин, то ближайшее их родство, а также и страна, откуда они пришли, — неизвестны. По антропологическим наблюдениям, лезгины имеют некоторые общие, только им свойственные, признаки, отличающие их как от ближайших соседей, так и от всех других известных народов.
От собственно европейских народов лезгины различаются главным образом большею шириною лица и развитием нижней челюсти. Метисации лезгин с самых отдаленных времен были многочисленны и разнообразны. Кроме иранского, монгольского, семитического, русского и вообще европейских типов, Эркерт находил у лезгин типы, подходящие к негрским. Еврейский тип весьма ясен у восточных даргинцев.
Когда евреи превратились в даргинцев, ни евреи, ни даргинцы не знают, но весьма вероятно, что такое превращение произошло во время распространения еврейской веры в VI-VIII веках у соседей даргинцев, хазар, нынешних кумыков. Вдоль Каспийского моря и теперь много существующих с отдаленных времен еврейских поселений. Что у значительного числа жителей Мекегинского наибства, Даргинского округа, тип — чисто еврейский, доказывается непосредственно произведенными автором наблюдениями и измерениями. У них сохранились и некоторые, хотя и измененная, еврейские имена — Дувид, Захарая.
Метисация с посторонними племенами сравнительно мало повлияла на физическую и психическую организацию лезгин.
Поселившись на ныне занимаемых ими бесплодных местах, лезгины должны были в Дагестане вести борьбу за существование. Где было возможно, они обрабатывали почву и сеяли хлеба, на непригодных для хлебопашества горах завели скотоводство, развили необходимые для них ремесла и промысла и тому подобное. При неурожаях и других стихийных бедствиях, лезгины выходили из своих естественных крепостей для нападения на соседние плодородные страны. Летописцы и историки, благодаря этому, считали лезгин только дикарями и разбойниками. Но правильная внутренняя организация лезгинских [1234] общин, честность взаимных отношений и оседлая, земледельческая культура доказывают, что лезгины не были дикарями. Главные средства для существования лезгинам всегда давали не разбои, а земледелие и скотоводство. Исторически законное хищничество было только подспорьем и отчасти спортом. Их грабежи никогда не сопровождались мучениями и издевательствами над побежденными.
С покорением Дагестана русскими прекратились разбои. В последние годы всякий может пройти Дагестан без малейшего опасения быть ограбленным.
Несмотря на тщательный уход за полями и насколько возможно удобрение их, хлебные растения дают небольшой урожай. Поэтому недостающие для пропитания и содержания семьи средства лезгины добывают заработками на стороне. Многие сотни ремесленников: лудильщиков, медняков, серебряников, сапожников, котельщиков и многие тысячи чернорабочих ежегодно отправляются на работы в разные, иногда отдаленные страны.
Автору говорили, что лезгины, особенно казикумухцы, отправляются не только во внутреннюю Россию, но и в Западную Европу и в Восточную Азию. Довольствуясь иногда 10—12 копейками в сутки, лезгины доводят свои личные потребности до крайнего минимума, а все сберегают для дома, для семьи.
Живущих в обрез и нуждающихся между лезгинами много, но голодающих, а тем более нищенствующих — почти нет. Когда в год сериозного недорода лезгинам была предложена правительственная помощь, в виде ссуд, они решительно отказались. Для помощи действительно нуждающимся у лезгин широко практикуется общественная помощь. Помощь нуждающимся почитается долгом всякого. Жертвуемая без принуждения десятая часть доходов (зяцет) передается в мечети, где все пожертвования и хранятся под наблюдением муллы и кадия, и распределяются между бедными, при участии и других выбранных обществом лиц.
Устройство поселений и жилищ легзин вполне целесообразно. Сакли лезгин содержатся несравненно чище, чем сакли хевсур, сванетов, осетин.
Воспитание детей у лезгин, соответствуя данным условиям, лучше, чем у татар и даже у грузин, армян и русских. Новорожденных кормит сама мать, при чем, например, никогда не употребляет так опасной и так обычной у других народов соски. Детям предоставляется полная свобода, и они, ограниченные только некоторыми обычаями, развиваются на воздухе, в играх, лазанье на горы, беганье взапуски и проч.
Интересны сведения автора о постановке у лезгин медицинской помощи. Все лезгинские знахари со своих односельцев не берут не только платы, но даже и подарков, и смотрят на подачу помощи своим ближним, как на свою обязанность и как на богоугодное дело.
Заслуживает внимания указание г. Пантюхова на значение ислама для лезгин. Влияние магометанства на внутреннюю жизнь легзин особенно усилилось, по его словам, только недавно, когда благосостояние лезгин [1235] улучшилось, и облегчились сношения Дагестана с Константинополем и Меккою. Хаджи, побывавшие в Мекке, с умилением и восторгом говорят о чудесах, виденных ими. Падишах представляется им окруженным сказочным величием. Распространяются мнения, что царь всех мусульман-падишах, что в царствие небесное попадет только тот, кто умрет на земле, принадлежащей падишаху, и что путешествие в Мекку есть своего рода паспорт в рай. Такое увлечение остановить невозможно, и автор прав, утверждая, что регулировать его, показать другие идеалы могли бы только хорошо организованные русские школы.
А. X-ов.
Текст воспроизведен по изданию: Современные лезгины // Исторический вестник, № 12. 1901
© текст -
Х-ов А. 1901
© сетевая версия - Thietmar. 2020
© OCR -
Андреев-Попович И. 2020
© дизайн -
Войтехович А. 2001
© Исторический
вестник. 1901