ВОЕННЫЕ ИЗВЕСТИЯ ИЗ КУБАНСКОЙ ОБЛАСТИ
После описанного в № 17 газеты «Кавказ» движения войск наших в ущелье р. Шебша, действия наши в Кубанской области до настоящего времени состоят главным образом в проложении, в разных частях края, удобных сообщений и обеспечении их, а также в приуготовительных работах по водворению новых казачьих станиц.
С этою целью находились в сборе четыре отряда: адагумский — прокладывал дорогу от Ольгинского поста на Кубани чрез укрепленный абинский лагерь к Геленджику; шапсугский — устроивал прямое сообщение от г. Екатеринодара к укр. Григорьевскому; абадзехский — занимался разработкою прямой дороги от станицы Лабинской к укр. Майкопскому, и, наконец, мало-лабинский отряд прокладывал сообщение в нагорной полосе между Малой Лабой и верхними частями р. Белой. Кроме того, в половине прошедшего мая, составлен особый отряд — верхне-лабинский, для постройки и прикрытия вновь водворяемых, в нынешнем году, станиц на Большой и Малой Лабе, близ слияния этих рек. [56]
Горцы лишь мелкими хищническими партиями тревожили повременам войска мало-лабинского и адагумского отрядов, но ни на какие предприятия в больших силах не решались.
Так как все усилия войск обращены были на приведение в исполнение предположенных работ, то и с нашей стороны не предпринималось никаких значительных вторжений в земли непокорных горцев, а только иногда, по особым обстоятельствам, производились в земли их незначительные набеги и кратковременные движения.
Вот важнейшие из этих действий:
В адагумском отряде. 1) Во время производства работ адагумским отрядом, в марте месяце, по р. Абину, между укрепленным абинским лагерем и бывшим Николаевским укреплением, Шапсуги тревожили постоянно войска отряда, заводя с ними перестрелку.
С целью наказания ближайшего их населения за хищнические действия, начальник отряда, генерал-маиор Бабич, 20 марта, произвел движение в верховья Бугундыря, для раззорения гнездящихся там аулов.
Войска двинулись тремя колоннами, из которых левая следовала по ущелью Большего Бугундыря, правая — вдоль Малого Бугундыря, а средняя служила связью между ними. Левая колонна, под начальством полковника Виберга, выступила прежде других и рано утром достигла до аулов. Эскадрон северских драгун, охотники и пластуны этой колонны охватили верхние аулы в то же время, когда стрелки Крымского пехотного полка и часть казаков кубанского войска бросились на ближайшие. Быстрота нашего нападения на горцев, не ожидавших его с этой стороны, имела полный успех: в течение получаса с небольшим, все аулы ущелья Большего Бугундыря были в наших руках, а жители их разбежались в близь лежащие леса.
Овладев всем имуществом Бугундырцов и уничтожив их аулы, полковник Виберг предпринял обратное движение.
Горцы, заметив наше отступление, собрались из окружающих аулов и, пользуясь благоприятствующею местностию, начали упорно преследовать арриергард, при чем значительная партия (более 200 челов.) заняла впереди левого фланга арриергарда небольшую поляну. Против этой партии полковник Виберг направил северских драгун. Драгуны стремительно бросились на горцев, обратили их в бегство, по следам неприятеля переправились чрез Бугундырь и, поражая бежавших, рассеяли всю партию.
После этого кавалерийского дела дальнейшее отступление колонны производилось спокойно.
В то же время, другие две колонны, двигаясь по указанным им направлениям, встретили значительные препятствия при проходе чрез засеки и без потери возвратились в лагерь. [57]
В колонне полковника Виберга мы потеряли убитыми 3 нижних чинов и ранеными 2 офицеров (Северского драгунского Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича полка поручик Мисюрин, который умер до возвращения колонны в лагерь, и Крымского пехотного полка прапорщик Трипольский) и 18 нижних чинов. В движении вверх по Бугундырю, мы захватили 31 челов. в плен и 570 штук рогатого скота.
2) Результатом последних зимних действий наших в Земле Шапсугов было очищение от неприязненного нам населения всей плоскости и ближайших горных ущелий на пространстве между р. Суп и Адагумской линией.
С наступлением весны, Шапсуги, пользуясь отсутствием войск наших на этом пространстве, начали спускаться на плоскость и стали там пасти скот, исправлять раззоренные нами жилища и даже занялись посевами.
Дабы воспретить Шапсугам пользоваться богатою прикубанскою равниною и заставить их стесниться для жительства в малопроизводительных ущельях земли их, приказано было адагумскому отряду, при содействии войск шапсугского отряда и расположенных по нижне-кубанской кордонной линии, очистить снова плоскость от горского населения.
С этою целью произведены были следующие движения и действия:
а) Войска адагумского отряда, под начальством генерал-маиора князя Шаликова, выступив 8 мая из лагеря на р. Абиш, прошли по просеке до р. Антхыря и потом вниз по Антхырю и далее чрез бывшее укр. Ильское до Убина и вниз по этой реке к Кубани, против поста Великолагерного, куда прибыли 10 мая.
б) Особая колонна, под начальством полковника Крыжановского, выступив от поста Ольгинского, 7 мая того же числа ночевала на р. Антхыре, ниже пути следования адагумского отряда, и, пройдя по окраине прикубанских плавней с юга, к 10 числу присоединилась к адагумскому отряду, на посту Великолагерном.
в) Особая колонна, под непосредственным начальством начальника адагумского отряда, генерал-маиора Бабича, 8 мая собрана у поста Елинского, 8 и 9 чисел окружила пространство, заключающееся между рр. Убином, Илем, Кубанью и просекою, проложенною от бывшего укр. Ильского к Григорьевскому, и 10 мая расположилась на ночлег у поста Великолагерного.
г) В то жо время, т. е. с 8 по 10 мая, шапсугский отряд, под начальством полковника Левашова, прошел от лагеря на р. Суп, близ аула Энем, чрез укр. Григорьевское вниз по р. Афипсу до общего лагеря всех означенных войск у поста Великолагерного.
Во время этих движений, все означенные колонны на пути [58] своем истребляли горские аулы и посевы жителей и отделяли особые части в стороны, для той же цели.
Неприятель, застигнутый врасплох и притом с разных сторон совершенно одновременно, не мог оказать значительного сопротивления.
Вся наша потеря в эти дни заключалась: в одном убитом и 7 раненых нижних чинах и 12 лошадях. Войска взяли в добычу 24 чел. пленных и 1 792 штуки разного скота.
Текст воспроизведен по изданию: Военные известия из Кубанской области // Военный сборник, № 8. 1861
© текст - ??.
1861
© сетевая версия - Тhietmar. 2018
© OCR - Strori. 2018
© дизайн -
Войтехович А. 2001
© Военный
сборник. 1861