Сухум, 13 мая 1864 года.
Я писал уже вам об изготовлении всех судов черноморской флотилии к плаванию в настоящем году, о назначении контр-адмирала Дюгамеля начальником отряда судов у восточных берегов Черного моря. Не описывая подробно шаг за шагом действия каждого судна отдельно со времени выхода из Николаева, сообщаю теперь только краткий очерк общих действий флотилии.
В течение апреля месяца, судами черноморской флотилии, числом семнадцать, выполнено следующее: 1) перевезено из Николаева в Сухум: лес в бревнах, брусках, досках, заготовленный для восьми больших бараков, всего лесу до 30 т. штук; шесть понтонов, построенных для кавказского ведомства в Николаеве по образцу английских, употреблявшихся в крымской кампании, но меньшего размера, и именно длиною 30 фут, шириною [42] 6 фут. Понтоны эти доставлены транспортами «Воин», «Днестр» и «Дунай», на каждом по два; принайтовлены они были снаружи бортов около средины, придавая парусным транспортам вид колесных пароходов. Не смотря на то что «Днестр» сделал переход из Николаева в Сухум в 22 дня и в это время выдержал три шторма, понтоны не были повреждены и не отягощали особенно транспорт; только вода, попадавшая между понтонами и бортом, производила большой шум, что заставляло по временам опасаться за участь понтонов, но дело обошлось благополучно. Кроме того, привезено: тысяча четвертей овса, две тысячи пятьсот пудов гороху и тысяча пудов солонины; да в Поти доставлено около полторы тысячи пудов серы и значительное количество фитиля.
2) Из Поти в Сухум перевезено восемь батальонов пехоты, 4 орудия и четыре сотни миллиции.
3) Из Поти в Гагры перевезен 5 линейный стрелковый батальон.
4) Из Сухума в Гагры два батальона.
Таковы были главные приготовительные работы нашего отряда к предстоящей высадке десанта.
Апреля 28, день, назначенный для приема на суда десанта, на сухумском рейде находились: Императорская яхта «Тигр», под флагом контр-адмирала Дюгамеля; корветы: «Ястреб» под бренд-вымпелом начальника сухумской станции; «Кречет», «Сокол», «Вепрь», «Волк», «Зубрь»; винтовой транспорт «Воин»; винтовые шкуны: «Эльборус», «Дон», «Пицунда», «Туабсе», «Соук-су»; парусные транспорты: «Дунай», «Днестр» и «Килия», всего шестнадцать судов.
В предшествовавшие два дня, на суда нагружали десятидневный провиант, батальонные тяжести и саперные инструменты, а всего до 30 т. пудов; кроме того, некоторые суда оканчивали погрузку угля, наливку водою и проч. приготовления.
Для более правильной посадки войск, кроме имеющихся двух пристаней, устроено было судовыми средствами еще восемь; из них 5 на козлах, одна на старых сваях и две из понтонов, так что пристаней образовалось всего десять; к каждой пристани назначены были гребные суда, сообразно тому числу людей, которое должно было с пристани перевезти, и назначено было с каких пристаней на какие суда сажать десант. Войска также заранее были предуведомлены о пристанях и распределены эшелонами, как должны были садиться на суда. Перевозка войск [43] производилась 8 барказами казачьими, 4 понтонами и 46 гребными судами флотилии, которые все вместе могли взять в один рейс 1980 человек.
В 8 1/2 часов утром гребные суда и войска собрались у пристаней, а в 9 по пушке с адмиральского парохода, войска двинулись на шлюпки. В 11 1/4 на берегу не оставалось ни одного человека; в этот 2 часовой промежуток, при спокойном правда состоянии моря, перевезено на суда 8 батальонов пехоты, 4 орудия и 4 сотни миллиции, всего до 7000 человек.
При этом нужно заметить, что эскадра стояла в две линии, растянувшись на 8 кабельтовов, и расстояние судов от пристаней было от трех до 7 кабельтовов. В 2 часа прибыл на «Тигр» начальник ахчинсхувского отряда генерал-лейтенант князь Святополк-Мирский со всем штабом. Эскадра, снявшись с якоря, построилась в ордер двух колон, имея в средине три шкуны. Лучшие ходоки буксировали парусные транспорты и плохих винтовых ходоков. Эскадра направилась к месту высадки в Адлер или укрепление Св. Духа, оставленное нами при начале прошлой войны; 29 апреля в 73/4 часов утра эскадра стала на якорь; был совершенный штиль; ближайшая к берегу колонна стала на глубине 28 фут, в полутора кабельтовах от берега.
Адлерский мыс выдается в море очень немного, ровною прямоугольною площадкою; берег песчаный с мелкою ракушкою. Отсюда идет в глубь обширнейшая на восточном берегу долина) простирающаяся на 14 верст; вся она покрыта кустарником и папоротником; деревья редки; окружающие горы поросли темным густым лесом. По долине течет одна из быстрейших рек — Мзылета. На самом берегу моря саженях в 10 построен блокгауз, а позади, сажень 200, самое укрепление; стены большею частью остались целыми, но все постройки, бывшие в укреплении, разрушены до основания. Берег совершенно чист; на небольшом холме стояло человек десять убыхов и джигетов, да столько же оборванцев нищих бродили на берегу. Здесь же вытащенные на берег стояли пять кочерм с русскими флагами на мачтах, пришедшие из Сухума еще накануне с разными товарами и бакалеею.
В 8 1/2 часов войска стали садиться на гребные суда, которые выстраивались в две колонны. По пушке с адмиральского парохода, пятьдесят две шлюпки ударили в весла, музыка Эриванского полка грянула марш и, чрез 5 минут, на берегу было три батальона, сотня милиции и два орудия. В 10 1/2 часов все [44] войска были свезены, а к 6-ти выгружены все тяжести и грузы. Картина была великолепная.
Любо было смотреть какими молодцами выскочили милиционеры гурийцы, и в то время как солдаты только носили свои палатки, они уже успели из прутьев устроить для себя шалаши и развели огонь.
Но я не сказал еще какие войска составляли десант; в числе 7000 человек было:
Лейб-гренадерского Эриванского Его Величества полка |
2 |
баталиона. |
Гренадерского грузинского Его Высочества Константина Николаевича полка |
2 |
» |
Гренадерского мингрельского Его Высочества Дмитрия Константиновича |
2 |
» |
Гренадерского тифлисского полка |
1 |
» |
Гренадерский стрелковый |
1 |
» |
4 сотни милиции, мингрельской, гурийской и волонтеров из князей.
4 орудия, полроты саперов.
После высадки часть судов получила разные назначения по портам, другая часть направлена для подвоза из Сухума, Новороссийска, Керчи, Поти, провианта, спирта, патронов и проч. надобностей.
В настоящее время, сколько известно, отряд снабжен провиантом до 1-го июля.
Мая 6-го Его Императорское Высочество Наместник прибыл на пароходе «Тигр» из Поти в Адлер и изволил немедленно отправиться в отряд, расположенный в долине на той же реке, в 14-ти верстах от Адлера. Мая 10-го прибыл к отряду граф Евдокимов из Кубанского поста, расположенного в ущелье Лаупе, занятом отрядом генерала Геймана.
Перевозка десанта и снабжение провиантом, это первая часть программы, уже исполненная черноморскою флотилиею; теперь предстоит работа совсем другого рода и именно перевозка горцев с кавказского берега в Варну и Кюстенджи, работа не столько трудная, сколько неприятная. Сколько разрывающих сцен предстоит вынести командам судов, которые будут для этого отряжены. Оборванные, голодные горцы бродят по берегу, готовясь [45] отправиться в Турцию и покинуть свои чудные горы; плач и стоны нередко раздаются в таборе и много можно увидеть самых отчаянных, трогательных сцен, посмотревши на эти голодные толпы, пресмыкающиеся на пустынном берегу.
Турецкие военные суда примут участие в перевозке и уже два судна, пароходо-фрегат Меджидье и парусный фрегат Гейван принимают переселенцев в Субеших и Псезуапе. Большая часть однако отправляется на кочермах в Анатолию.
К сказанному мною и как бы в подтверждение сообщаю копию приказа Его Высочества Главнокомандующего кавказкою армиею.
Приказ по кавказкой армии, № 183-й, мая 11-го дня 1864 года. В лагере на р. Мзыман.
«Получив донесение от командующего войсками в кутаиском генерал-губернаторстве о быстроте и порядке, с которыми произведена была высадка войск у Адлера, при чем весь отряд, из 8-ми батальонов и 4-х орудий состоящий, был высажен на берег в течение 2-х часов, Я с особенным удовольствием объявляю благодарность мою командующему эскадрою, контр-адмиралу Дюгамелю, командирам судов и всем офицерам, в эскадре состоявшим. Нижним чинам мое душевное спасибо».
Главнокомандующий, генерал-фельдцейхмейстер Михаил. Кроме того, особого именного рескрипта в лестных выражениях удостоился главный командир николаевского порта, генерал-адъютант Глазенап.
14 мая. Суда черноморской флотилии в следующем положении;
В Сухуме: яхта «Тигр», корвет «Кречет» грузят уголь; корвет «Ястреб», шкуна «Бомбары» и транспорт «Днестр» приготовляются принять горцев переселенцев; шкуны: «Эльборус» и «Редут-кале» исправляют повреждения в машинах и котлах; пароход «Турок», пришедший с грузом из Николаева, отправляется сегодня по укреплениям, а потом в Николаев.
Шкуны: Пицунда и Соук-Су, содержат поочередно постоянное сообщение между Адлером и Поти. Корвет «Сокол» находится в Адлере, в распоряжении главнокомандующего.
Корвет «Вепрь», шкуны: «Новороссийск», «Келасуры» на константиновской станции. Транспорт «Войн» с транспортом «Дунай» на буксире, берут в Новороссийске провиант для отрядов Геймана и князя Святополка Мирского. Транспорт «Килия» на пути в Николаев. Остальные суда в Николаеве и в разных портах северного берега и Азовского моря.
Текст воспроизведен по изданию: Сухум, 13 мая 1864 года // Морской сборник, № 6. 1864
© текст - ??.
1864
© сетевая версия - Тhietmar. 2024
© OCR - Иванов А. 2024
© дизайн -
Войтехович А. 2001
© Морской
сборник. 1864