№ 381

1884 г. марта 21. — Корреспонденция Г. Чочиева о триалетских осетинах

В Триалетии находится двести дымов осетин. Эти осетины переселились в 1840-50 годах из осетинского селения Руки, Горийского уезда, и в Триалетии поселились на землях князей Цицишвили. Некоторые причиной их выселения из Рук считают то, что войска из-за восстаний в Осетии часто разоряли их селение, и поэтому они решили выселиться оттуда куда-нибудь подальше. В первое время, говорят, выселилось і или 5 дымов, после же они вернулись на свою родину и потянули и других тоже.

Говорят, что осетины Триалетии разнятся от осетин Горийского уезда. Дело в том, что триалетские осетины выселились со своей родины в то время, когда осетины пока еще свято выполняли дедовские обычаи и среди них и в помине не было вопроса просвещения. После их выселения в Южной Осетин появляется несколько школ и, благодаря этому, осетины забыли некоторые из вредных дедовских обычаев.

Среди триалетских же осетин осталось все по-старому.

Один цхинвальский житель ознакомил меня с незавидным положением триалетских осетин. Их села разбросаны вокруг триалетского леса. Сами триалетские осетины очень бедно живут, т. к. у них нет в достатке земли и к тому же они не приспособлены к ее обработке. Тамошний осетин вырубит участок густого леса, выкорчует его, сделает себе маленькое поле и посеет; но этот маленький участок, какой бы большой урожай ни давал, никак не сможет прокормить его семью, да кроме того, оказывается, здесь каждый год бывает сильный град.

Поэтому у триалетских осетин отпала охота к обработке земли. Что же касается скотоводства, у каждого дыма имеется по одной корове, по паре овец и того нет, несколько пар кур и... больше ничего. Такая бедность породила в них желание разбойничать, и поэтому эти осетинские села смело можем назвать “гнездами разбойников”. Оказывается, у бедных цалкинских греков нет покоя от этих осетин. Положим, какой-нибудь осетин хочет жениться. Все хорошо знают с какими большими [638] расходами связана осетинская свадьба — барантой, драгоценностями, деньгами и др., осетины продают только дрова и этим достают себе дневное пропитание.

Г. Чочишвили.

«Дроэба» № 63, 21 марта, 1884 г.