№ 35

1867 г. октября 13. — Отношение мирового посредника отдела Горийского уезда А. Квалиева из Крцхинвали в Тифлисское губернское по крестьянским делам присутствие об открытии осетинского общественного банка

В предложение 6-летнего служения моего в местности, населенной осетинами, наполовину голодающими, успел я очень близко познакомиться с местною кредитною операциею, с которою наглядно можно познакомиться из нескольких примеров, напр. 1. Осетин занимает деньги из 20-30 процентов на срок и за поручательством одного или нескольких его соседей; к сроку уплаты, бывает, понижаются цены на бойный скот, шерсть, масло, сыр, тифтики, словом на то, что может [87] продать осетин, и должник вынужден отдать за бесценок или самому кредитору, или на рынке; в противном случае кредитор удовлетворяется поручителем, который, в свою очередь, подвергает должника тем же невыгодам и к тому еще взыскивает с него несколько процентов за неустойку и поручительство. 2. Осетин, встретив нужду в хлебе, покупает его в долг, разумеется, дороже стоящих цен, потому что расплачивается не наличными деньгами, а обязательством, хотя обеспеченным поручителями, но все же срочным и с условием заплатить еще кроме капитала и процентов, некоторый штраф в случае неустойки; и затем должник подвергается тем же невыгодам, которые объяснены в I пункте. Осетин, заняв деньги, или купив хлеб в долг, обязывается уплатить в срок или, в случае просрочки, выдать кредитору бойный скот за определенные в том же обязательстве тифтики цены. 4. Случается и то, хотя редко, что осетин лает совершенно разорительное обязательство, напр., что он должен столько-то коров, баранов, коз и обязывается пригнать их к такому-то сроку, а к этому времени у него нал от болезни весь скот и потому заплатить по оценке неизбежно. Словом, осетин, вынужденный дать обязательство, приплачивает от 25 до 5о процентов. Эти проценты не так громадны, как отбываемые грузинскими крестьянами, но кредит между последними сопряжен с большими расходами на хождение, а иногда и с безденежным погашением долга, тогда как между осетинами свято исполняются всякие обязательства, тем более, что они обеспечиваются поручительством.

Потребности жизни увеличиваются, так, напр:, в настоящее время уже неудобно ходить в одной только верхней, чрезвычайно жесткой и грубой шерстяной одежде, как это было между осетинами прежде, а, между тем, тесная и дикая местность, ими обитаемая, не производит ничего более прежнего. Потому осетины, даже и так называемые мачабеловские, устроенные на наилучших основаниях щедростями правительства, оставляют места своих родимых жилищ и угодья, принадлежащие им почти в собственность, и переселяются на плоскость. Число переселяющихся, с временем и следующим за ним увеличением потребностей жизни, постепенно увеличивается так, что вместо желаемого и более согласного с видами сделать горные [88] местности более удобообитаемыми, а следовательно и, производительными, население в горах редеет и доходит до совершенного опустошения, вследствие неодолимых средствами и умом осетин неудобств.

Чтоб улучшить быт крестьянского земледельческого сословия, благодетельствующее правительство предприняло выкуп угодий,; занимаемых крестьянами и необходимых для выполнения ими разных обязанностей, и, нет сомнения, это благодетельное предприятие будет довершено, а тем грузинские крестьяне будут:; вполне обеспечены от крайних недостатков и несостоятельности к выполнению лежащих на них обязанностей, в особенности там, где представляется возможность устроить сельские запасные магазины, а в некоторых местах и банки. Но положение осетин исключительно и выходит из ряда обыкновенного сельского быта, когда представим их бедную, дикую, тесную и суровую местность, часто поражающую местными климатическими явлениями, Потому, чтоб приохотить осетин более к тесному населению этих труднообитаемых гор и обработке их более настойчиво и рационально и чтобы довершить улучшение быта упорно противостоящих всем. Этим трудностям осетин необходимо предпринять что-либо исключительное, кроме предпринятых правительством по его предусмотрениям. Одним из средств, необходимых для улучшения быта осетин, я нахожу у них возможно правильный и легкий способ кредитования. Но и тут дело не обходится без некоторой жертвы со стороны правительства.

Правительство так много приносит жертв для улучшения быта крестьянского сословия, что не откажет, если вашему превосходительству будет угодно и найдете возможным ходатайствовать и в необходимой для осуществления предположенной цели жертве, то есть в ссуде для образования осетинского общественного банка суммы до 30 т. р. за возможно умеренные проценты. Количество суммы будет зависеть от сведений о долгах, лежащих на осетинах, которые будут собраны по получении надежды на просимую сумму. Осуживаемый капитал может быть обеспечен ручательством всех осетинских обществ бывших Осетинского и Ксанского участков, которые должны будут свое обязательство выразить в широких приговорах.

Учреждение банка не только принесет существенную пользу [89] самим осетинам, но и правительству чрезвычайно облегчит взыскание выкупных платежей, во 1-х, тем, что сельские общества, а в некоторых случаях и правительственные учреждения не будут вынуждены прибегать к крайним мерам в отношении крестьян, занимающих выкупленные земли, но обедневших по разным, или какому-либо одному, несчастным обстоятельствам: пожару, сколько падежа и проч., иногда и в отношении целого общества, напр., по случаю изморози, градобития и проч., во 2-х, тем, что банк при более счастливых оборотах может от себя взносить весь годовой выкупной платеж, чем устранятся прежние заботы и издержки правительства по взысканию платежей.

Ваше превосходительство, милостивейшего государя моего покорнейший слуга. Подписал А. Квалиев.

ЦГИА. Гр. ССР, ф. 214, оп. 1, д. 1799. лл. 3-6. Подлинник.