№ 219

1898 г. января 28. — Газетная корреспонденция о действиях абреков против помещиков

В 12 часов ночи 28 марта того же года на дом помещика сел. Квемо-Никози кн. 3. В. Павленова было совершено открытое нападение. Разбойники в числе трех вооруженных, лица которых были закрыты башлыками, выломав двери кухни, ворвались туда и застали там кучера кн. 11-ва Лонгурашвили, нанесли ему побои и ранили слегка кинжалом в шею и левую руку: злоумышленники стали требовать от него денег и указать, где спит князь, вытащили его на балкон, откуда благодаря тому, что князь и княгиня, вернувшись вечером из церкви, забыли запереть на замок дверь, ведущую в переднюю занимаемого ими помещения, проникли в эту последнюю. Из передней проникли они, таща с собою Лонгурашвили, в столовую, где спали мать кн., 80-летняя старуха, и служанка.

Прежде всего они набросились на княгиню, требуя денег, и когда та ответила, что у нея нет денег, повалили ее на пол и стали бить ее; повалили затем на пол и горничную Мариамидзе на Лонгурашвили, и тоже, требуя денег, стали их бить, а Мариамидзе, кроме того, ранили слегка кинжалом в щеку и левое предплечье. Будучи ранена, Мариамидзе сказала злоумышленникам - не убивайте, все в буфете”. Те бросились в буфет, но там ценного ничего не нашли; пока они рылись в буфете, Мариамидзе и Лонгурашвили, воспользовавшись этим, выбежали из столовой, а затем из дому и побежали в селение. В это время [448] кн. Павленов со своей, ареною, находясь в спальне, в которую вход из передней, проснувшись от шума в столовой и предчувствуя что-то недоброе, открыв у окна ставни и форточку, стал кричать о помощи. Едва лишь раздался крик князя Павленова, как злоумышленники выбежали из столовой в прихожую и затем двое, ворвавшись с обнаженными кинжалами ь спальню, стали требовать у князя Павленова деньги. Князь Пав ленов сказал разбойникам, что отдаст им все деньги, лишь бы они не убивали никого, достал из кармана 40 руб. и передал им, но те кричали, что этого мало и один из них ударил кн. Павленова кинжалом плашмя по руке, а затем нанес ему тем же кинжалом три раны: одну в левое бедро и две в правое; ранена была в это время кинжалом в ладонь левой руки и жена кн. Павленова. После этого злоумышленники, увидя на замке комода висевший ключ, отворили комод и разломали находившиеся в том ящике две шкатулки и выбросили из последних бумаги и документы, ища в них деньги, но второпях денег они не нашли, хотя в одной из разломанных шкатулок находился вместе с документами бумажник с 450 рублями.

Далее обвинительный акт подробно излагает добытые против семерых подсудимых улики, обличающие всех их в совершении приведенных выше преступлений в составе шайки. Кроме вещественных доказательств, найденных у обвиняемых, и косвенных улик, послуживших основанием к преданию подсудимых суду, обвинение приводит и сознание некоторых подсудимых в совершении приписываемых им преступлений и оговор этими последними остальных подсудимых.

По данным обвинительного акта суду преданы крестьяне Виссарион Поев (сын) Тваури, Ражден Георгиев (сын) Тваури, Савва Михайлович Тедешвили, Андро Сосиев (сын) Загашвили, Василий Семенов (сын) Маргишвили, Павел Андреев (сын) Гаглошвили, Сандро Гигов (сын) Джиошвили, Датико Джибов, (сын) Богаури и Парнаоз Кумсиев (сын) Богаури, обвиняемые в том, что, организовав шайку для разбоев, в составе этой шайки совершили следующие преступления: Савва Тедешвили, Виссарион Тваури и Василий Маргишвили, будучи вооружены револьверами и кинжалами, напав 26-го марта 1897 года на проезжей дороге на Софрония Майсурадзе и угрожая ему [449] лишением жизни, нанесли ему побои и, повалив на землю, открыто похитили у него деньги и вещи; те же лица и Ражден Тваури, будучи вооружены револьверами и кинжалами, 4-го апреля 1897 года по той же дороге, напав на Амирана, Георгия и Вано Майсурадзевых и Чорди Сандроевича Горгичиани и угрожая им лишением жизни, нанесли Амирану Майсурадзе ударом кинжала рану в левое ухо и открыто похитили у них деньги и разные вещи, притом умышленно, для достижения преступного своего намерения, произвели в Георгия и Вано Майсурадзевых, с целью лишить их жизни, несколько выстрелов из револьвера, но дали промах, наконец, те же лица, а также Павел Гаглошвили, Сандро Джиошвили, Датико и Парнаоз Богаури и Андро Загашвили, будучи вооружены кинжалами и револьверами, проникнув насильственным образом в ночь на 28гое марта 1897 года в село Квемо-Никози, в дом кн. Захария Павленова, напали на домохозяина и жену его княгиню Нину Павленову и, нанося и удары кинжалами, ранили первого в левое и правое бедра и вторую в ладонь левой руки, открыто похитили у них деньги и разные вещи, причем Парнаоз Богаури действовал в качестве подстрекателя, а остальные в качестве членов шайки непосредственно совершивших самое преступление,

Газ. “Тифлисский листок”, 1889 г., № 23.