№ 134

1886 г. октября 3. — Заявление поверенного князей Цициановых полковника Аленича о зачинщиках крестьянских волнений в Карельском сельском обществе

18 сентября сего года я имел честь заявить вашему превосходительству, что по имеющим сведениям в Дзорветском ущелье, в имении князей Цициановых, готовятся беспорядки и незаконное сборище осетин-арендаторов, вследствие чего по приказанию вашего превосходительства был командирован туда помощник горийского уездного начальника г. Доврышев, в бытность которого и произошли таковые 23 и 24 сентября; г. Доврышев по произведении дознания арестовал виновных и препроводил в г. Гори. Ввиду принятого угрожающего положения осетин относительно князей Цициановых, 30 сентября сего года выборные из князей приехали в Тифлис, чтобы иметь честь лично представиться вашему превосходительству и просить вас оградить их от могущих произойти со стороны осетин каких-либо насилий и других несчастных случаев. Мировой посредник II отдела полковник князь Георгий Цицианов передал им от вашего имени, что ваше превосходительство [258] принимая горячее участие в их положении, сделает все зависящие от вас распоряжения по этому делу.

Между тем, управляющий Горийским уездом г. Верцинский, не дождавшись вашего распоряжения, освободил всех арестованных, мотивируя тем, что они находились в Гори без средств. Дикая и впечатлительная натура горца-осетина, возвращение домой арестованных безнаказанно толкует своеобразно, полагая, что деяния их начальством усмотрены совершенно правильными и законными, так как иначе власти отнеслись бы к ним более серьезно, а потому агитаторы в глазах народа приобретают еще большее влияние, которое может тяжело отразиться на землевладельцах кн. Цициановых, при атом считаю долгом доложить вашему превосходительству, что помощник старшины Кральского сельского общества Миха Валишвили, проживающий в Дзваретском ущелье, в с. Мчедлискари, оказывается одним из главных зачинщиков. Он до 23 сентября был главным сообщником Джиошвили, а после ареста осетин он не переставал возбуждать народ, о чем я и сообщил г. горийскому уездному начальнику, прося его ареста. Он же, Миха Валишвили, занимая пост помощника старшины, в приезд г. Доврышева для дознания в Дзваретское ущелье, не только сообщил, что в двух верстах, именно в с. Гвердзянских, собралась толпа из многих деревень и принимает присягу для противодействия установленным порядкам, но отклонял г. Доврышева ехать туда, так как все получаемые сведения будто бы неправильны и что там никого нет. Заявляя об этому вашему превосходительству, прошу подвергнуть и Миха Валишвили одинаковой участи с бывшими арестованными, какие вы признаете необходимыми для наказания виновных, тем более, что по имеющим сведениям возбуждение переходит и на Гуджаретское ущелье, при этом прошу ваше превосходительство не откажите приказать принять меры в защите кн. Цициановых.

Полковник Аленич.

ЦГИА Гр. ССР, ф. 17, оп. 1, д. 2335, лл. 22-23. Подлинник.