4 января 1867 года.
Указ Именной, данный Сенату 4 января 1867 года.
Об утверждении в Мингрелии навсегда Русского управления, и о правах и преимуществах, даруемых членам бывшего владельческого там дома и их потомству.
С принятием, в 1804 году, владетельного князя Мингрелии Григория Дадиан, согласно его просьбе, со всем его потомством и со всеми его владениями, в вечное подданство Российской Державы и с присоединением владений его к Империи Нашей, в Бозе почивший Император Александр I, в знак особого монаршего благоволения к князю Григорию, всемилостивейше сохранил за ним и его потомством, по старшему колену, владетельные права и и преимущества внутреннему управлению страной. На сем основании управление Мингрелией переходило наследственно к старшему в роде, всякий раз с высочайшего на сие соизволения, после смерти в 1853 г. князя Давида, должно бы перейти к сыну его, ныне флигель-адъютанту нашему поручику князю Николаю; но по малолетству его было вверено его матери княгине Екатерине Дадиан, в качестве попечительнице сына и правительницы Мингрелии, с учреждением в помощь ней особого Совета, под ее председательством. Засим в 1857 году, когда произошло в Мингрелии сильное волнение между крестьянами и когда при этом обнаружилось, что оно вызвано неудовлетворительным управлением, Мы в отеческом попечении о благоустройстве Мингрельского народа, признали необходимым заменить существовавшее управление более соответствующим нуждам страны. Согласно сему тогда же введено там, впредь до совершеннолетия князя Николая, Русское управление, которое продолжает действовать и до настоящего времени.
Ныне с достижением князем Николаем Дадиан совершеннолетнего возраста, он добровольно отказался как за себя, так и за своих наследников, от дарованных Нашими предшественниками владетелям Мингрелии указанных выше особых прав.
Приемля такой отказ князя Николая Дадиан в уважении и назначив ему во вознаграждение за владетельные права, единовременно 1.000.000 р. и сверх того родительнице его, вдове покойного князя Давида, княгине Екатерине Дадиан с другим сыном и дочерью пожизненную пенсию, повелеваем:
1. Утвердить в Мингрелии навечно Русское управление, с тем, чтобы самая форма управления для этой части Закавказского края была в подробности определена Наместником Кавказским и чтобы соображения по сему предмету были представлены им, установленным порядком, на окончательное утверждение Наше.
2. Сохранить князю Николая принадлежащие ему в Мингрелии на общем праве частной собственности земли и угодья в настоящих их пределах, не включая однако, в состав их находящихся там морских берегов и устроенных Русским Правительством портов; - и
3. Князю Николаю именоваться впредь князем Мингрельским с удержанием принадлежащего ему ныне титула, с тем, чтобы фамилия "Мингрельский" в титуле светлости переходила к старшему в роде его; брату князя Николая корнету князю Андрею Дадиан, при сохранении нынешнего его титула светлости, носить лично фамилию "Дадиан-Мингрельский"; потомками же князя Николая, кроме старшего в роде, равно всем потомкам князя Андрея именоваться князьями Дадиан и пользоваться титулом светлости.
Текст воспроизведен по изданию: Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе. Том 42. Отделение первое. 1867. СПб., 1871. © сетевая версия - Тhietmar. 2004