ЗАКЛАДКА КАМЕННОГО МОСТА В ДАРЬЯЛЬСКОМ УЩЕЛЬИ НА ТЕРЕКЕ, 24 СЕНТЯБРЯ 1850 Г.
Всем проезжавшим в Закавказский край известно, с какими трудностями сопряжено было проведение военно-Грузинской дороги чрез Кавказский хребет. Трудности эти здесь двух родов: со стороны Грузии, нужно было проложить полотно дороги собственно через горы, покрытые снегом большую часть года; со стороны же Кабарды нужно было прокладывать ее по бокам скалистых гор, по каменным и земляным обвалам и наносам, и частию укрепить на узких берегах бурного Терека, с обоих боков стиснутого обрывистыми и во многих местах отвесными скалами Дарьяльского и потом Хевского ущелий; в особенности в первом из этих ущелий отвесные с обеих [347] сторон скалы представляют вид ворот самых колоссальных размеров, и здесь-то была porta Caucasica Страбона. Узкость каменистого ущелья и большая его покатость причиною, что Терек протекает здесь с быстротою водопада; падение его здесь на 1 версту простирается от 60 до 110 футов, а загромоздившие его ложе громадные обломки скал, разбивают мутные его воды и они бьют потоком брызг в виде огромного снопа, или каскадами, как будто спадающими с мельничных колес на полном ходу. Снеговые и земляные завалы нередко свергаются с боковых вершин и еще более затрудняют проезды и поддержание дороги, в некоторых местах вьющейся по подошве скалы карнизом, над самою быстриною реки. Трудность устройства этой дороги увеличивалась еще и от того, что в некоторых местах были необходимы мосты через Терек. Между тем, при внезапных проливных дождях в горах, случалось иногда, что вода в реке до того поднималась, что сносила мосты и тогда сообщение по этой дороге совершенно прекращалось, до возобновления разрушенных мостов, или открытия боковых тропинок по вершине скалы; пример такой был еще очень недавно, не далее как в 1849 году.
В одном из самых трудных для работ мест, на протяжении 2-х верст, между станциями Ларсом и Казбеком, до 1849 г. было через Терек три деревянных моста. С устройством [348] новой дороги, начатой за два года пред тем по предположению Наместника Кавказского, в скале по правому берегу Терека два моста сделались не нужными и были разобраны; но должно было оставить третий мост близ Дарьяльского укрепления, тот самый, который, в 1849 г., разорвало напором вод Терека.
Чтобы совершенно обеспечить дорогу в этом месте, князь М. С. Воронцов предположил заменить этот мост каменным. По составленному и утвержденному проэкту, он будет стоить до 40,000 руб. сер., а 24 сентября минувшего года, Его Императорское Высочество Государь Наследник, в проезд свой в Заказказский Край, изволил и заложить оный.
Его Императорское Высочество прибыл на место из Владикавказа в 10 1/2 часов утра 24-го сентября. После молебствия с водосвятием, совершенного корпусным обер-священником Михайловским, первый камень с вензелевым золотым изображением Своего имени и Императорскою над ним короною, изволил положить Государь Наследник Цесаревичь; второй камень положен Главнокомандующим отдельным Кавказским корпусом, князем М. С. Воронцовым; третий — начальником штаба войск, на Кавказе находящихся, генерал-адъютантом Коцебу, и наконец четвертый — начальником VIII округа путей сообщения, генерал-маиором Зеге-фон-Лауренбергом. Все четыре [349] камня, из местной кавказской яшмы, составляли крест, для которого место было иссечено в основном камне фундамента.
Сверх креста положена доска из кавказского серебра, с следующею надписью: «Мост сей заложен, в благополучное царствование Императора Николая I, Государем Наследником Цесаревичем, Александром Николаевичем, в проезд Его Императорского Высочества через Дарьяльское Ущелье 24 сентября 1850 года, во время управления краем Наместника Кавказского, Генерал-Адъютанта Князя Воронцова.»
Рота 3-го резервного саперного баталиона, с музыкою Навагинского пехотного полка, находилась здесь же под-ружьем. Во время пения многолетия Государю Императору и всему Августейшему Дому, произведена была пальба из двух батарейных орудий. После того, за завтраком провозглашены были тосты: Его Высочеством — за здравие Государя Императора, Главнокомандующим — за здравие Государя Наследника, вызвавшие единодушное, восторженное «ура» присутствовавших. За тем Государь Наследник изволил провозгласить тост за здоровье Главнокомандующего, каковой также был сопровожден единодушным «ура». После того, Его Императорское Высочество, в сопровождении Главнокомандующего и начальника главного штаба, изволил отправиться в дальнейший путь к Тифлису.
Таким образом, сообщение по военно-Грузинской [350] дороге в этом важном месте очень скоро будет, однажды навсегда, совершенно обеспечено. Причем не излишне заметить, что в последнее управление краем, для быстрого передвижения войск с Кавказской линии в горы, построено (в 1848–1849 г.) три постоянные деревянные моста на Тереке в более важных пунктах, именно у станиц Екатериноградской, Николаевской и Шелкозаводской.
Текст воспроизведен по изданию: Закладка каменного моста в Дарьяльском ущелье на Тереке, 24 сентября 1850 г. // Журнал для чтения воспитанникам военно-учебных заведений, Том 88. № 351. 1851
© текст - ??. 1851
© сетевая версия - Тhietmar. 2017
© OCR - Андреев-Попович И. 2017
© дизайн - Войтехович А. 2001
© ЖЧВВУЗ. 1851