ИЗВЕСТИЯ С КАВКАЗА.

В начале Мая неприятель, собравшись в значительных силах против Лезгинской-кордонной-линии, сделал нападение на форт Белоканский, но встреченный мужественным отпором гарнизона, обратился в бегство. Штабс-капитан князь Кобулов с партизанскою командою из охотников 1-го пешего Грузинского и Тифлисского егерского полков, бросился преследовать мятежников и гнал их восемь верст по лесистым оврагам.

Наконец неприятель остановился над отвесистым обрывом горы Акимала, и открыв сильный ружейный огонь по охотникам, столпившимся на узкой тропинке, поражал их также градом камней. Охотники начали отступление, на каждом шагу вступая в рукопашный бой с неприятелем, несоразмерно сильнейшим, и пользующимся всеми выгодами местности; но вдруг заблистали штыки поспешивших из Закатал на эту тревогу гренадеров полка Его [317] Императорского Высочества Великого Князя Константина Николаевича.

При появлении их, неприятель скрылся опять в горы, оставив в наших руках все тела и оружие павших в этом славном деле, в коем с нашей стороны убито и ранено до 100 человек; в числе убитых были штабс-капитан князь Кабулов, поручик князь Эрнстов и прапорщик Иванов. Неприятель, по словам лазутчиков, претерпел огромную потерю; между убитыми находится Джумурский наиб Омар.

Около того же времени казаки, совершили на Лабе подобный подвиг отчаянной храбрости.

Мятежник Мегемет-Амин, расположившись с многочисленным Скопищем на р. Пшахе и Белой, угрожал одновременно всему протяжению Лабинской-Линии. Охранение верхней ее части поручено было полковнику Ягодину, с летучим отрядом из 5-ти сотен линейных казаков и сборной команды вверенного ему Донского № 38-го полка, при двух орудиях.

Две сотни Ставропольского линейного казачьего полка назначены были на усиление полковника Ягодина. Другие отряды прикрывали остальную часть Лабинской-Линии. Мегемет-Аман, видя ее обеспеченною на всех пунктах, решился действовать на живущих в наших пределах Бесленеевцев, и с тою целью двинул партию к верховьям Лабы. [318]

Полковник Ягодин, перешедший 4-го Мая к посту Шелеховскому и уведомленный пикетами о появлении неприятеля, числа коего невозможно было определить по причине густого тумана, двинулся на встречу скопищам Мегемета-Амина. Внезапно окруженный большими массами горцев, он спешил казаков, и построил их в карре. В то самое время, две сотни Ставропольского казачьего полка, в числе 130 человек, о коих выше упомянуто, услышав выстрелы, поспешили из ст. Вознесенской к месту боя; увидев положение отряда и увлеченные своим мужеством, казаки, под предводительством есаула Максимовича смело врубились в толпы неприятеля. Изумленные горцы, после первого момента колебания, окаймили кругом горсть смелых, которые дорого продали кровь свою. Полковник Ягодин с своей стороны, опрокидывая неприятеля, заставил его наконец, при наступлении сумрака, оставить поле битвы; скопища быстро переправились через Лабу. — С нашей стороны убиты: Ставропольского линейного казачьего полка есаул Максимович, сотник Кикнязев, хорунжий Донского № 38 полка Петров и 147 нижних чинов; ранен Лабинского казачьего полка хорунжий Чугуевичь и 49 нижних чинов.

Мегемет-Амин, потеряв лучших людей, и видя все замыслы свои расстроенными, [319] распустил свои скопища и просил только, через бесленеевцев, о дозволении похоронить оставленные им на пол битвы и брошенные, при поспешном, следовании его, тела своих приверженцев.

Таким-образом, почти одновременно, в двух различных пунктах Кавказа, замыслы неприятеля были уничтожены и чувствительная потеря наша в этих делах, как следствие необузданной осторожностью храбрости наших войск, прибавляет еще новый блеск к тому постоянному мужеству, которое всегда и во всех случаях отличало войска Кавказского Корпуса.

Все донесения из прочих пунктов Кавказа уведомляли о совершенном спокойствии края.

В начале же Мая месяца, начальник 2-го отделения Черноморской береговой линии, генерал-маиор Вагнер, известясь, что из р. Вулана, впадающей в Черное-Море, выходят хищники для поисков на гребном судне, собрал в укреплении Тенгинском отряд из 360 человек нижних чинов Черноморских линейных баталионов и Азовских казаков, при 2-х фалконетах, и на 7-ми барказах направился, 9-го числа, к устью означенной речки.

Овладев, быстрым, неожиданным десантом, завалами горцев и разбойничьим судном, генерал-маиор Вагнер рассеял неприятельское сборище и предал огню аул Кедему, главный [320] притон хищников; за сим, отойдя на полмили в море, повернул к другому враждебному аулу-Беше и также его раззорил.

В обоих десантах, увенчанных полным успехом, с нашей стороны контужено только двое нижних чинов.

На прочих пунктах Кавказского края, после геройских подвигов казаков на Лабе и охотников на Лезгинской Линии, все оставалось спокойным.

Главнокомандующий Отдельным Кавказским Корпусом, произведя с генерал-адъютантом князем Аргутинским-Долгоруковым военную рекогносцировку верховьев Самура, избрал сильную позицию над деревнею Лучек, для постройки укрепления, которое прикрывать будет Самурский округ, Нухинский уезд и новую дорогу по Шинскому ущелью. Производство крепостных работ поручено генерал-маиору князю Орбелиану, с отрядом из 5-ти баталионов.

Гейерал-адъютант князь Воронцов направился оттуда, чрез Дербент и Темир-Хан-Шуру, на левый фланг Кавказской линии. —

Сбор войск наших у с. Лучека, для постройки укрепления и у с. Кяляли, откуда особый резерв угрожает Ирибу, встревожил Шамиля; дабы отвлечь внимание наше от Среднего Дагестана, он собрал значительные партии против Лезгинской линии. [321]

Временно командующий войсками на сей линии, генерал-маиор Бельгард, решился предупредить замыслы неприятеля и быстрым движением в двух колоннах в уроч. Маал-Сасу, овладел сим главным выходом из гор.

18-го Июня, Генерал-Маиор Бельгард, с 3-мя баталионами Гренадерского Его Императорского Высочества Государя Великого Князя Константина Николаевича и Тифлисского егерского полков, сотнею Грузинской дружины и 4-мя горными орудиями, продолжал наступление на сильную позицию у сел. Бехельды, в которой укрепилось сборище лезгин, простиравшееся до 4 т. человек.

Смелая рекогносцировка, произведенная генерального штаба подполковником Марковым, убедила, что эта позиция совершенно недоступна с фронта, и потому отряд наш разделен на три колонны, из коих две с полковником князем Андрониковым и маиором Сусловским направлены 21-го числа на фланги неприятеля, а третья, с маиором князем Шаликовым, при коей находился сам генерал-маиор Бельгард, двинута на высоты, командующие центром расположения лезгин.

Опрокинутое на всех пунктах сборище бежало в величайшем беспорядке; в-след за этим поражением, для наказания горцев, шесть [322] главных их селении, со всеми прилежащими хуторами, раззорены и преданы огню.

В этом деле лезгины потеряли до 320 чел. убитыми и до 600 раненых, оставив в руках наших 87 тел и множество оружие. С нашей стороны убито: 2 низших чина, ранено: 1 обер-офицер и 18 нижних чинов.

Столь блистательным успехом мы обязаны распорядительности генерал-маиора Бельгарда и неустрашимости всех чинов вверенных ему войск.

На прочих пунктах Кавказского края все оставалось спокойным.

В недавнем еще времени нам враждебные галашевцы и карабулаки конвоировали Главнокомандующего отдельным Кавказским корпусом, во время произведенного им осмотра их земель. Это служит очевидным доказательством усмирения сих двух племен, весьма важного для обеспечения военно-грузинской дороги.

На правом фланге Кавказской линии мятежник Магомет-Амин встретил упорное сопротивление к распространению своего влияния над шапсугами и убыхами.

После поражения, 21-го Июня, скопищ лезгин у сел. Бехельды и истребления шести главных селений Джурмутского общества, генерал-маиор Бельгард признал необходимым наказать и общество Канедальское, принимавшее также участие в мятежном сборище. [323]

Для сего генерал-маиор Бельгард, с 4-мя баталионами, 2-мя сотнями Грузинской дружины и 1-ю сотнею Донских казаков, при 6-ти горных орудиях, двинулся 7-го Июля к сел. Колоб, и одолев на пути как местные препятствия, так и сопротивление неприятеля, овладел этим селением с боя. При сем отбит наибский значек; горцы бежали, потеряв до 60-ти человек убитыми; селения их преданы огню.

Страшась дальнейшего наступления Лезгинского отряда, Даниель-Бек направил Ирибского наиба с значительною партиею на Джарскую плоскость чрез горные Магалы и Мухахское ущелье; но хищники были оттеснены обратно в горы, совокупными действиями полковников князя Багратиона-Мухранского и Давыдова. Войска наши заняли горные магалы 21-го Июля. Неудачное покушение это стоило горцам до 50-ти чел. убитых; кроме того они оставили в руках наших 7 человек пленных, 3 значка и 30 лошадей.

Мы достигли этих успехов с потерею 13 раненых нижних чинов.

Неприятель претерпел поражения около того же времени на Кумыкской плоскости и во владении Мехтулинском.

11-го Июля конная партия из 800 гумбетовцев и андийцев спустилась с гор между кр. Внезапной и Хасав-Юртом и захватила скот жителей Байрам-Аула. Полковник Комков, [324] собрав на-скоро кумыков, поскакал хищникам на перерез, предупредил их на обратном следовании в горы, опрокинул и отбил всю добычу. Кроме 25-ти человек, изрубленных шашками, неприятель потерял 8-мь пленных, 31 лошадь и множество оружие. Со стороны кумыков ранено 4-ре человека.

В ночь с 17-го на 18-е Июля, Хаджи-Мурату, с скопищем до 2. т. человек, удалось захватить до 14 т. баранов Мехтудинских жителей. По первому о сем известию, капитан Тиханов двинулся на Кутишинские высоты, с намерением преградить неприятелю путь отступления. — Управляющий Мехтулинским владением, штабс-капитан Лазарев, собрав 300 конных милиционеров, устремился туда же. Хищники, неожиданно встреченные нашею пехотою, смешались; когда же увидели скакавших милиционеров, то, бросив стада, обратились в бегство в величайшем беспорядке, 4-ре значка, 5-ть человек пленных, 49-ть лошадей, отбитых у неприятеля, свидетельствуют, что потеря его убитыми и ранеными должна быть весьма значительна. С нашей стороны ранено 4-ре нижних чина и 5-ть милиционеров.

На прочих пунктах Кавказского края спокойствие не нарушалось.

Текст воспроизведен по изданию: Известия с Кавказа // Журнал для чтения воспитанникам военно-учебных заведений, Том 87. № 347. 1850

© текст - ??. 1850
© сетевая версия - Тhietmar. 2017
©
OCR - Андреев-Попович И. 2017
© дизайн - Войтехович А. 2001
© ЖЧВВУЗ. 1850