ИЗВЕСТИЯ С КАВКАЗА
1.
а) Действия в Дагестане.
8-го Июня войска произвели движение от Гергебиля в Ходжал-Махи, при чем Самурский отряд, к которому из Дагестанского отряда присоединились: 1-й батальон Апшеронского и 3-й батальон Генерал-Фельдмаршала Князя Варшавского Пехотных полков, с двумя горными орудиями и дивизионом Драгун, прикрывал движение остальных войск.
Шамиль, с самого приближения нашего к Гергебилю, занимавший с большею частью своих Наибов горы по левому берегу Кара-Койсу, в расстоянии двух пушечных выстрелов от нашего лагеря, не отважился однако ничего предпринять против нас в продолжение атаки упомянутого селения. Заметив отступление наших войск, он отрядил несколько сот человек, [346] которые, соединясь с частью Гергебильского гарнизона, двинулись вслед за арьергардом. Самурский отряд отступал в превосходном порядке, отражая натиски неприятеля и проходя чрез линии и — по выражению Князя Воронцова — как бы на ученьи; когда же горцы имели дерзость спуститься на довольно открытое место, Генерал-Лейтенант Князь Аргутинский-Долгорукий перешел в наступательное положение: 1-й батальон Мингрельского Егерского полка, поддержанный 1-й батальоном Эриванского Карабинерного полка, кинулся в штыки, а кавалерия и милиция пошли в атаку. Часть горцев, отброшенная к Кази-Кумыкскому-Койсу, утонула в реке, другие были изрублены или заколоты; при чем отбит значок и два другие унесены водою.
С нашей стороны, убит 1 обер-офицер из милиции и ранены 37 нижних чинов.
После этой неудачи неприятель скрылся и с тех пор не тревожил более наших войск.
Дагестанский отряд, в составе 4-х батальонов пехоты, команды Сапер, Ракетной команды, сотни казаков, 4-х легких и 2-х горных орудий, оставлен в Ходжал-Махи и приступает ныне же к приведению сего селения в оборонительное положение. Самурский отряд, усиленный тремя батальонами, пройдя Акушинское селение [347] Меге двинулся, 13-го Июня, в Кази-Кумыкское Ханство и далее к Турчидаху.
Движение это предпринято с целью сохранить здоровья войск и дать им время оправиться от холеры, которая не переставала свирепствовать в отряде.
Жертвою оной сделался Командующий 1-ю Бригадою 21-й Пехотной Дивизии, Генерал-Майор Ковалевский и, к истинному прискорбию отряда и всей Грузии, Командир Апшеронского Пехотного полка, Полковник Князь Орбелиян. С 10-го Июня болезнь начала уменьшаться в обоих отрядах. 15-го Июня, в первый раз, не было ни одного больного холерою. В Ходжал-Махи и в Темир-Хан-Шуре она также ослабевает; но немного усилилась в Чир-Юрте.
Между тем, при следовании Самурского отряда чрез дер. Улугур, Главнокомандующий имел случай лично удостовериться в действительности сделанного в этом пункте Профессором Абихом открытия каменноугольных копей. Обстоятельство это чрезвычайно важно в отношении к успокоению Дагестана. До сих пор недостаток в топливе препятствовал нам, после Октября месяца, располагать войска в этом крае, а потому весь Цудахар, Акуша и Кази-Кумыкское Ханство более полугода подвергались набегам горцев, которые не всегда могли быть вовремя отражаемы движением наших войск. Ныне, с [348] открытием каменного угля, неудобства эти будут отстранены.
По последним известиям Шамиль перешел в Тилитли. Холера начала делать сильные опустошения в непокорных обществах Дагестана в в особенности в Аварии.
b) На Лезгинской Кордонной Линии.
9-го Июня получено известие, что Шамиль приказал Мудир-Адалову, Анкратльским Наибам, Дидойцам и Богозцам двинуться на Лезгинскую Линию, и будто бы все скопище Шамиля скоро прибудет в Анкратль.
Все дороги от Линии в горы укреплены, заняты сильными караулами и устроены завалы. На хребте лежит еще снег и пройти с отрядом невозможно.
Скопища, бывшие с Даниель-Беком в неудачном походе на Лезгинскую Линию сильно пострадали во время отступления на Клесерух, от недостатка пищи и от холеры. Лезгинский отряд, во время беспрестанных движений, также был подвергнут сей болезни в довольно сильной степени; но по последним известиям от Генерал-Лейтенанта Шварца, холера в отряде исчезает.
с) В Чечне.
Получив подробные сведения, что партия [349] Наиба Нур-Али, числом до 2 т. человек стоит в Гехах, для прикрытия пасущихся между реками Валериком и Шалажами стад всех аулов, Генерал Нестеров решился воспользоваться этим случаем и 12-го числа сделал набег в Чечню.
Колонна кавалерии, состоявшая из 4-х сотен Сунженского, одной сотни Моздокского, одной Донского № 26-го и 2-х сотен Горского Казачьих полков, Конной Ракетной команды и Назрановской милиции, под начальством Полковника Слепцова, двинута была лесами к Валерику. Другая колонна, состоявшая из 9-ти рот пехоты и четырех орудий, направлена в Ачхой, для поддержания кавалерии при отступлении.
Прибыв к самому Валерику, Полковник Слепцов, не показываясь на поляну, разделил колонну на две части: одна должна была броситься на аул Шалажи, а другая отбить скот и отогнать его от леса. Совершенный успех увенчал сие предприятие. Чеченцы, застигнутые врасплох, начали собираться и хотели отрезать отступление кавалерии; между тем, Нур-Али подоспел на место сражения и все пространство между Шалажами и перелеском покрылось неприятелем. — Завязавшееся дело продолжалось около двух часов; но, благодаря стойкости войск и порядку отступления, потеря наша была совершенно незначительна. Два раза Нур-Али пытался [350] бросаться на арьергард и оба раза был опрокидываем с уроном. В плен взято 9 человек и отбито значительное количество скота. Мы потеряли убитыми 2, ранеными 28, контужены обер-офицер 1 и нижних чинов 17.
С прочих пунктов Кавказа известий, заслуживающих внимания, не получено.
В самом Тифлисе холера явилась в слабом виде.
2.
Самурский отряд, двинувшись из деревни Улучур чрез Кумух, поднялся 20-го Июня на высоты Турчидага, для восстановления здоровья войск. Главная цель эта вполне достигнута, и по известиям от 8-го Июля, Главнокомандующий ожидал только прекращения холеры в Лезгинских селениях, между Аварским и Кара-Койсу, дабы приступить вновь к действиям против неприятеля.
В Дагестанском отряде, в Темир-Хан-Шуре и Чир-Юрте, не было уже несколько дней заболевших холерою; но признаки [351] эпидемии явились на Кумыкской плоскости и на передовой Чеченской линии.
На правом фланге Кавказской линии и на восточном берегу Черного-моря все было спокойно, и холера не показывалась.
(Р. И.)
Текст воспроизведен по изданию: Известия с Кавказа // Журнал для чтения воспитанникам военно-учебных заведений, Том 67. № 267. 1847
© текст - ??. 1847
© сетевая версия - Тhietmar. 2011
© OCR - A-U-L. www.a-u-l.narod.ru. 2011
© дизайн - Войтехович А. 2001
© ЖЧВВУЗ. 1847