ИЗВЕСТИЯ С КАВКАЗА.

1.

Тифлис, от 17-го Марта 1847.

С Левого Фланга Кавказской Линии получены сведения о действиях Егерского Генерал-Адъютанта Князя Воронцова полка.

Полк сей, расположенный в кр. Воздвиженской, запинался в течение осени и зимы рубкою строевого леса для устройства полковой штаб-квартиры. Наиб-Дуба, один из самых предприимчивых сподвижников Шамиля, постоянно тревожил войска, ходившие в лес. 27 Февраля, приготовив сильную засаду, он внезапно бросился в шашки на левую цепь выступившей в тот день колонны. Резерв поспешил на выстрелы и штыками мгновенно опрокинул Чеченцев с значительною для них потерею.

Генерал-Лейтенант Фрейтаг, дабы наказать эту дерзость, предписал Командиру Егерского [412] Генерал-Адъютанта Князя Воронцова полка, Полковнику Барону Меллеру-Закомелъскому, сделать поиск на хутор Наиба Дубы, лежащий у подножия Черных Гор, около верховьев р. Гойты. В ночь с 5 на 6 Марта, Полковник Меллер-Закомельский двинулся из кр. Воздвиженской, с 3-мя баталионами пехоты и 2 сотнями казаков Донского № 26 полка, при 4 орудиях. За две версты до хутора, взяв две роты Егерей и всех казаков, он быстро устремился к аулу, приказав отряду следовать за ним. Казаки, обскакав аул, заняли все дороги в лес, а Полковник Меллер-Закомельский с пехотою ворвался в сакли. Чеченцы, видя, что все пути к спасению преграждены, решились драться и умирать; в ауле начался отчаянный бой. Главная схватка происходила в сакле Наиба; сам Дуба без оружие успел скрыться в лесу, но Мюриды с самоотвержением защищали его семейство. Все бывшие в ауле Чеченцы, погибли, исключая 15 душ, взятых в плен, в том числе малолетный сын Дубы. Все имущество, лошади, рогатый скот, оружие, достались в добычу храбрым войскам нашим. Истребив запасы хлеба и сена и предав аул пламени, Полковник Барон Меллер-Закомельский возвратился в кр. Воздвиженскую и на обратном пути через дремучий лес рассеял толпы Горцев, которые [413] по тревоге стеклись со всех сторон и тщетно старались нанести ему вред.

В этом деле у нас убито: нижних чинов 15, ранено: Егерского Князя Воронцова полка Поручик Шидловский и Подпоручик Дробышев и до 60 нижних чинов.

Сим поиском еще раз доказано Чеченцам, что покушения их никогда не останутся безнаказанными и что даже подножия Черных Гор не могут служить им убежищем от храбрых войск наших.

(Р. И.)

2.

Военный Начальник Владикавказского Округа доносит, что 14 Февраля некоторая часть жителей Малой Чечни, находившаяся в сборе, намеревалась напасть на дровосеков Сунженских поселенцев. Командир Сунженского Линейного Казачьего полка Подполковник Слепцов, получив об этом сведение, выслал заранее целый баталион Тенгинского пехотного полка под командою Маиора Кемпферта, в прикрытие рабочим, и несколько времени спустя, сам с двумя сотнями козаков прибыл на место [414] рубки. После благополучного окончания работ, Полковник Слепцов, желая наказать Чеченцев за их неприязненные намерения и зная, что они пасут свой скот между Сунжею и Ассою, решился отбить у них стада. Оставив две роты с орудием в дефиле, для прикрытия обратного следования повозок, сам с остальными войсками быстро двинулся вниз, но правому берегу Сунжи, и в недальнем расстоянии открыл стада неприятеля; казаки немедленно бросились на стороживших Чеченцев, изрубили несколько человек, взяли в плен 7 душ и отбили 300 штук рогатого скота. Между тем, партия в 300 конных Чеченцев, переправившаяся ночью за Сунжу и скрывавшаяся за Кабардинскими горами, услышав перестрелку, понеслась на помощь своим и стремительно атаковала казаков во фланг; но сии последние, без выстрела, бросились в шашки и рассеяли ее. Потом весь отряд возвратился в станицу с большою добычею. Потеря наша состоит в одном убитом и 5 раненых. В это же самое время и для отвлечения внимания неприятеля, Начальник Ачхоевского Гарнизона Подполковник Преображенский, с 3 ротами Тенгинского пехотного полка, сотнею Донского № 26 полка и 2 орудиями произвел весьма удачный набег на враждебный аул Галган-Юрт, уничтожил его и захватил 200 баранов. Та же партия, которая действовала [415] против Сунженских казаков, прискакала на помощь Галган-Юртовцам, но и тут не имела успеха; и войска с своею добычею, без потери возвратились в укрепление.

Таким образом, в продолжении всей зимы, непокорные жители Малой Чечни подвергались нападениям наших отрядов и лишению всего имущества: они уже не находят надежного убежища в своих, постепенно очищаемых лесах.

Командующий войсками в Северном Дагестане доносит, что 21 Февраля, в 2 часа по полуночи, партия хищников в 300 человек атаковала упраздненное укрепление Султан-Янги-Юрт, в котором находится конский лазарет Драгунского Наследного Принца Виртембергского полка. Гарнизон в 40 человек и ночной конный разъезд встретили неприятеля в совершенном порядке, и партия, видя неудачу, так поспешно поскакала обратно, что Драгуны не успели и догнать.

(Кавказ).

Текст воспроизведен по изданию: Известия с Кавказа // Журнал для чтения воспитанникам военно-учебных заведений, Том 65. № 260. 1847

© текст - ??. 1847
© сетевая версия - Тhietmar. 2017
©
OCR - Андреев-Попович И. 2017
© дизайн - Войтехович А. 2001
© ЖЧВВУЗ. 1847