III. ПРИКАЗЫ ПО КАВКАЗСКОЙ АРМИИ.
29-го апреля, № 142.
Кавказские войска!
Возвещаю вам новую радость: Государь Император, в Всемилостивейшем Рескрипте ко мне, благодарит вас за взятие Веденя. Передаю вам собственные выражения Его Величества.
«Скажи моим Кавказским молодцам, что они лучшего подарка не могли мне сделать на день Моего рождения; что Я ими горжусь за новый подвиг, которым они себя ознаменовали в самых недрах наших врагов.»
Примите, храбрые войска, сердечное мое поздравление.
14-го мая, № 161.
В видах постепенного увеличения в войсках Кавказской армии нарезного оружия, по Высочайшему соизволению, последовавшему в 1857 году, назначено выслать на Кавказ 17,000 пехотных нарезных ружей. [121]
Приказанием по войскам армии 10 января 1858 года за № 10, ружья эти распределены во все гренадерские и пехотные полки, для снабжения ими в каждом баталионе еще по одной стрелковой роте, в составе 220 челов., кроме прежде сформированных и снабженных уже таковыми ружьями стрелковых рот.
Усовершенствованное оружие, более чем прежнее, требует умения обращаться с ним и употреблять его с пользою, а также и времени для приготовлений стрелков. С этою целию положено стрелковые роты составлять исключительно из лучших людей полка, постоянно держать в полном комплекте и совершенствовать их преимущественно в специальном стрелковом деле.
Подобная мера действительно полезна и необходима; но она ослабляет,— и при том лучшими людьми,— прочие роты, которые уже и без того, при всегдашнем почти некомплекте, при необходимых командировках и усиливающейся в летнее время болезненности, бывают слишком слабы в своем наличном составе, между тем как на них же лежит вся тяжесть трудов, с коими сопряжена служба в войсках Кавказской армии. При несоблюдении же этой меры, нарезные ружья будут находиться в руках недостаточно обученных стрелков и, не принося ожидаемой пользы, неминуемо подвергнутся порче, особенно в лесной войне и там, где значительная часть войска употреблена бывает на работы.
Для устранения изложенных неудобств и для поддержания всех рот в полках в надлежащей боевой силе, по внимательном соображении вступивших ко мне от некоторых главных начальников представлений по сему предмету, я признал необходимым отменить предположенное вооружение нарезными ружьями вторых стрелковых рот в каждом баталионе, а вместо того, вновь принятые в полки по 1130 ружей, распределить во все роты полков, для вооружения ими всех унтер-офицеров и определенного числа стрелков, чрез что нарезное оружие будет в руках лучших солдат, достоинство всех работ в баталионе будет одинаково, а для усовершенствования небольшого числа стрелков в каждой роте полка, всегда возможно предоставить им льготу от обыкновенной службы, не обременив чрез то целых частей.
Таковое мое предположение, я предварительно повергал на Высочайшее благоусмотрение, и ныне г. Военный Министр, от 25-го марта за № 4532, уведомил, что Государь Император Высочайше соизволил совершенно одобрить предложенную мною меру,
О таковой Высочайшей воле объявляя по Кавказской армии, предписываю к исполнению, до кого относится, следующее:
1) Вторые стрелковые роты в баталионах гренадерских и пехотных полков не вооружать нарезными ружьями.
2) Назначавшимися для вторых стрелковых рот нарезными ружьями снабжать постепенно унтер-офицеров и таковое число рядовых в каждой роте, сколько окажется возможным, по мере обучения тех и других стрелковому делу.
3) Из принятых в полки нарезных ружей, остающиеся не розданными в роты, хранить в запасе, как для постепенного увеличения числа стрелков в ротах, так и на перемену розданных ружей, в случае порчи оных, впредь до исправления в полковой мастерской. Но перемена негодных, относящаяся на счет казны, должна производиться установленным на этот предмет порядком. [122]
4) Сообразно сему новому распределению нарезных ружей, оставить во втором комплекте гладкоствольные ружья для домашних учений.
5) Так как для употребления с пользою нарезного оружия необходимо предварительно основательное обучение обращению с оным и действию из него, а между тем все полки находятся продолжительное время в экспедициях, где такое обучение не всегда удобно, то, для постепенного обучения унтер-офицеров и стрелков во всех ротах полка, признается полезным: а) оставлять, если возможно, в полковой штаб-квартире одну стрелковую роту из прежде сформированных; рота эта может служить как бы учебною стрелковою частью, к которой прикомандировать из всех прочих линейных рот полка — по 2 унтер-офицера и от 6 до 8 рядовых, переменяя этих людей, по достаточном обучении их; б) образуемые ныне при полках учебные команды обратить также в учебные стрелковые команды, обучая в них употреблению нарезных ружей от 6 до 8 чел. от каждой роты, и потом, пополняя этими людьми, по мере их обучения, убыль в унтер-офицерах и стрелках всего полка; в) при учебных командах и стрелковых ротах обучать стрелковому делу и офицеров, в таком числе, чтобы, по окончании первого курса и по выпуске людей в свои роты, имелось, по крайней мере, по одному на баталион офицеру, основательно знающему правила обращения с нарезным оружием; г) также могут прикомандироваться офицеры и нижние чины для обучения стрелковому делу и ко всякой стрелковой роте полка, которая, по военным обстоятельствам, оставляется на некоторое время в одном месте, где представляется возможность заниматься систематическим обучением стрелков; д) вообще всех прикомандированных к стрелковым ротам или учебным командам нижних чинов возвращать в свои роты, преимущественно после инспекторских смотров, по надлежащем испытании этих людей гг. инспектирующими генералами, которые и объясняют подробно в своих инспекторских донесениях: сколько стрелков при какой части и для каких рот приготовлено, в какой степени познаний и в течении какого времени; присовокупляя подобное же сведение и об офицерах, обученных употреблению нарезного оружия.
Затем нарезных ружей отнюдь не выдавать в роты ни для унтер-офицеров, ни для стрелков, более чем на то число людей, которое достаточно обучено действию из этого оружия.
Но как, по исключительному расположению и занятию некоторых частей войск, все изложенные способы для обучения действию из нарезного оружия не везде могут быть вполне применены, то г. командующим войсками в отделах предоставляется, по ближайшему их усмотрению, принять в руководство те из сказанных правил, которые признаются возможными и более удобными для достижения предназначенной цели, или же представить мне свои по этому предмету предположения.
6. Действительное число обученных стрелков во всех ротах полка показывать о строевых рапортах, представляемых в главный штаб армии.
7. При инспекторских смотрах обращать особенное внимание на то, сколько стрелков в ротах обучено и с каким успехом; в главном же штабе из этих отчетов составлять сравнительные своды.
8. Баталионные и ротные командиры, в особенности последние, как прямые начальники своих стрелков, ответствуют за исправное состояние [123] оружия и надлежащее его употребление; но как в каждом полку командующий сводно-стрелковым баталионом есть начальник стрелков своего полка, а вместе, с тем по § 17 положения о стрелковых ротах, заведывает во всем полку обучением стрельбе и оружейною частию, то командиры полков должны поручать этим штаб-офицерам иметь общее наблюдение за стрелками в ротах, по временам собирать их для совместного обучения, для сравнительного испытания в обращении с оружием и в цельной стрельбе, для осмотра ружей и проч., что требуется означенным положением и таковым же, Высочайше утвержденным 30 января 1853 года. Само собою разумеется, что все это в точности может относиться до тех только частей полка, которые более или менее продолжительное время будут находиться в сборе на одном месте; при отделении же стрелковой роты с своим баталионом на дальнее расстояние и на продолжительное время, обязанности начальника стрелков в полку, в отношении обучения стрельбе в ротах того баталиона, возлагается на командира стрелковой его роты, применяясь к тому же § 17 положения 9-го февраля 1856 года.
Подлинный подписал:
Главнокомандующий, генерал-адъютант князь Барятинский.
Текст воспроизведен по изданию: Приказы по Кавказской армии // Военный сборник, № 6. 1859
© текст - ??.
1859
© сетевая версия - Тhietmar. 2020
© OCR - Karaiskender. 2020
© дизайн -
Войтехович А. 2001
© Военный
сборник. 1859