Работы на реке Куре.
Наместник Кавказа князь М. С. Воронцов возъимел мысль учредить пароходство на реке Куре. С этою целью уже предприняты разные работы. Газета «Кавказ» сообщает о них следующие сведения:
Первая мысль употребить для пользы торговли воды Куры принадлежит Петру-Великому.
Когда русские войска, после победы над Шведами, перешагнули к берегам Каспийского Моря, Высочайшим указом повелено было: «прислать на Куру пять тысяч Мордвы» для построения города при устье реки и производства торговли с единоверными нам Грузинами. Эта священная для нас мысль до сего времени была неисполненною — Кура оставалась в своем диком, первобытном состоянии. В 1846 году, по приказанию князя-наместника кавказского, определен предел судоходства по р. Куре, для чего был послан капитан-лейтенант Зеленый, на железном пароходе «Волга».
В прошлом же 1850 году, по назначению князя-наместника, отправился на Куру Путей Сообщения полковник Санковский, для новой поверки глубины реки и сравнения ее с измеренной 1846 году, в-особенности в тех местах, где, по карте г. капитан-лейтенанта Зеленого, глубина означена несоразмерно-малою против его шканечного журнала. В то же время сделана съемка и нивеллировка местности, по направлению каналов, на спрямление течения Куры предположенных; в том же году князь Михаил Семенович поручил действительному статскому советнику барону Мейендорфу произвести пробные работы для вытаскивания карчей, запружающих фарватер реки. Для этого были построены в Тифлисе две плоскодонные барки, каждая длиною около 60 футов. Из них [29] предполагалось составить так-называемый американский «снааг-бот», на котором должна была поместиться машина в 40 лош. сил, для приведения в движение горизонтального вала с наложенными на него несколькими шлагами, железными цепями с дрегами, назначенными для вытаскивания карчей. Так-как предположение это не состоялось, потому-что выписывать машину из сибирских заводов, с доставкою на Куру, обошлось бы весьма-дорого, то «снааг-бот» был вооружен следующем образом: на каждой барке по две стрелы упиралось в диаметральную плоскость, проходящую через центр тяжести. Эти стрелы поддерживали небольшой деревянный вял, на котором основании были двое полу-гиней; лопаря их, идя к двум вертикальным брашпилям, устроенным спереди и сзади стрел, приподнимали карч из воды и отпиленные его куски свозили на берег.
Встретившиеся на Куре карчи, изумительные по своей величине, занесенные илом и мокнувшие в воде более 40 лет, оказались длиною 14 сажен, толщиною у комля 4 сажени и весом около 2,500 пуд. Тем не менее вытаскивание их, по означенному способу, было медленною и неудобною работою, а потому употреблен простой морской способ вытаскивания карчей с берега посредством полу-гиней, вспомогательных талей и шпилей, что, после пробного испытания, оказалось более-полезным, необременительным и выгодным против прежнего способом. Продолжая эту работу 25 человеками рабочих Татар, в три месяца пробная очистка фарватера Куры производима была, от деревни Мингочаура вниз по течению до деревни Карадеина, на протяжении 100 итальянских миль, где разобраны главные гнезда карчей, запружающих фарватер реки в поворотах. Чтоб потревожить карч, образовавший вокруг себя наносный илистый остров, придумали употребить средство подводного взрыва; два ящика, в 4 фунта пороха каждый, герметически-закупоренные, привязывали на дне к карчу, и посредством гальванической батареи производили взрыв, чем иногда удавалось сдвинуть с места столетний «Плантерс» или «Сук»; после чего, выдернуть его из ила и подтащить к берегу было несравненно-сподручнее. Так-как в полноводие берега Куры, переполненные водою от мая по сентябрь, при быстром течении, покрывают карчи, то возобновление следующих работ очистки фарватера реки продолжаться будет с октября месяца средствами более-серьёзными, а место работ находиться будет между деревнями Карадеина и Зардоба.
Цель учреждения пароходства по Куре есть — соединение цепи пароходного сообщения от Нижнего-Новгорода по реке Волге и пакетботного сообщения по Каспийскому Морю, с пароходом по Куре, плавающим до мингочурской переправы, что в 60 верстах от г. Елизаветполя, и 266 верстах от Тифлиса — и буксирование на двух баржах провианта, доставляемого к устью реки из Астрахани, а при обратном следовании, по течению, коммерческих товаров, отправляемых по Волге в Москву, как-то: лезгинской шерсти, марены, индиго, шелку, хлопчатой бумаги, табаку, рису, [30] фруктов и прочих произволении края, обладающего обильной растительностью. Обратив внимание на богатство растительного царства Грузии, на эти ценные предметы торговли, князь-наместник, чрез пароходство по Куре, доставить легкую возможность сбыта этих продуктов, результатом чего будет обогащение кавказского Края.
Текст воспроизведен по изданию: Работы на реке Куре // Отечественные записки, № 3. 1852
© текст -
Краевский А. А. 1852
© сетевая версия - Thietmar. 2021
© OCR -
Андреев-Попович И. 2021
© дизайн -
Войтехович А. 2001
© Отечественные
записки. 1851