НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ДЕЙСТВИИ РИОНСКОЙ ГРЕБНОЙ ФЛОТИЛИИ.

Во время последней войны, Рионскую гребную флотилию составляли 12-ти весельные баркасы, 2-й половины Азовских казачьих команд, вооруженные, каждый одним трехфунтовым фалконетом. По отступлении из укреплений восточного берега Черного моря, в Мае месяце 1854 года, было 16-ть Азовских казачьих баркасов; но при внезапном бомбардировании неприятелем Редут-Кале, шесть лодок сожжены Генералом Майделем, при отступлении отряда, а 10-ть введены в Рион. В последствии еще три баркаса, по совершенной негодности, и прослужившие штатом назначенное время, то же по распоряжению Штаба Гурийского отряда — [8] уничтожены. Из оставшихся семи лодок, с дозволения покойного Генерал-Адъютанта Реада составлена была Рионская гребная флотилия, с целию прекратить сообщение Турок и подвоз продовольствия по берегу моря, между Батумом и Редутом, и для наблюдения за действиями неприятелей в море у устья реки Риона.

В составе девяти Азовских казачьих команд, было к Августу месяцу 1854 года 220 человек казаков при 10-ти Офицерах. С прибытием начальника гребной флотилии, бараки для казаков были устроены на острову Риона у деревни Челадиды, в 8-мп верстах от устья реки. В то же время Начальник Гурийского отряда присоединил к гребной флотилии 2 сотни Челадидской дружины, пешей Мингрельской милиции. По занятии этого пункта, немедленно сделана рекогносцировка к кр. Поти, и в тоже время занято устья Риона, форпостом из двух наиболее исправных лодок; остальные баркасы, благодаря усердному содействию командовавшего Бакинскою станциею, Капитана 1-го ранга А. В. Воеводского, вскоре были исправлены, вооружены и снабжены конгревовыми ракетами. Сотня Мингрельской милиции, для прикрытия действия гребной флотилии в море, со стороны Редут-Кале, была расположена форпостом у реки Набады, в 8 верстах от крепости Редут-Кале, по берегу моря.

По изготовлении лодок к действию, только в Ноябре получено было разрешение начальника отряда — прекратить сообщение Турок, производившееся на лодках в море. В тот же день, 18-го Ноября, в день знаменитой Синопской победы, были взяты два турецкие сандала (Большие турецкие лодки, длиною от 26-ти до 38-ми фут, с одним большим рейковым фоком.), шедшие с почтою и продовольствием в Редут-Кале. [9] 15 и 16 Мая взяты еще три лодки, и 25 и 26 Мая, в виду кр. Редут-кале, захвачены еще две лодки. На всех семи лодках взято в плен 42 человека Турок, большие связки разных казенных и частных бумаг. Допросы пленных доставили многие сведения для Гурийского отряда. Сверх того в добычу досталось оружие, продукты и некоторые товары, всего ценностью, с турецкой монетой, на 2200 руб. сереб. Призовые деньги были разделены между казаками и частью Мингрельской милиции, занимавшей устье Риона во время отсутствия казачьих лодок. Из этих денег 10-я часть, доставшаяся начальнику гребной флотилии, и 30-я часть, назначенная начальнику Мингрельской милиции, пожертвованы в последствии в пользу раненых в Севастополе.

Турецкие пароходы, крейсеровавшие у берега Мингрелии, узнавши о появлении Азовских баркасов на Черном море, неоднократно старались пресечь нам путь отступления, и часто ночью подходили к устью реки, но с устроенных на высоких деревьях вышек, замыслы неприятеля были всегда обнаруживаемы. Видя свою неудачу, неприятельские пароходы несколько раз подходили, с одним фрегатом на буксире, бомбардировать устье Риона. В это время баркасы скрывались в вершине лесистого островка, примыкающего в виде треугольника к устью реки, и снаряды, посылаемые по реке, пролетали над нашими головами.

С Июля месяца турецкие почтовые и грузовые лодки стали ходить осторожнее, и всегда на буксире у пароходов; от чего и прекратилась добыча казакам на море. Взамен морских набегов, казаки оставляли баркасы на Рионе с прикрытием, спешивались и присоединив к себе сотню Мингрельцев, составляли колонну в 200 человек с 4-мя станками конгревовых ракет и ходили за 16-ть верст к кр. Редут-Кале. [10] Скрываясь у опушки леса, мы тревожили Турок, выходивших из крепости для рубки дров. Таким образом нам удалось 30 Мая и 6 Июня совершить два удачные нападения, на поляне Меходжи, в 2-х верстах от крепости. В оба раза, неприятели, не смотря на большое прикрытие, состоявшее из регулярных войск, Низама, с толпою Баши бузуков, были прогнаны и преследуемы, до самой крепости, оставив на месте до 20-ти человек убитых и раненых.

Вскоре в Мингрелии наступили периодические дожди; начинаясь обыкновенно в конце Июня, дожди беспрерывно идут во весь Август и до половины Сентября. Лихорадки в это время наиболее опасны. Не только казаки, но и самые Мингрельцы, подверглись жестокости климатических болезней, кончавшихся часто смертию, не смотря на должный присмотр и лечение хинной солью. В эти дни, на гребной флотилии оставались здоровыми не более 36-ти казаков по переменно. Всех же казаков к концу кампании осталось только 145 человек.

Казаки, при всей малочисленности своей, не могли ожидать подкрепления, потому, что войска Гурийского отряда расположены были на возвышенности, удаленной от берега моря и места расположения отряда гребной флотилии. Беспрестанные же рекогносцировки к Редуту необходимо было делать почти ежедневно, чтобы следить за действием неприятеля. В одну из таких рекогносцировок, с колонной не более 80-ти человек, нам удалось, 2 Сентября, сжечь двухмачтовый транспортный бриг, выброшенный с провиантом под выстрелами крепости. Турки пытались стащить судно на глубину, но были прогнаны застрельщиками Мингрельцами и конгревовыми ракетами из леса, и в добычу нам досталось 50 мешков неподмоченной муки. [11]

Вот все, что могли сделать семь лодок Рионской гребной флотилии, при ограниченных средствах на Кавказе, вооруженных пушками малого калибра, без помощи паров и при жестокости климатических болезней.

Азовский Казак.

г. Кутаис, 25 Мая 1856 года.

Текст воспроизведен по изданию: Несколько слов о действии Рионской гребной флотилии // Морской сборник, № 10. 1856

© текст - ??. 1856
© сетевая версия - Тhietmar. 2023
©
OCR - Иванов А. 2023
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Морской сборник. 1856